Минтранс может пересмотреть размер платы для грузовиков

Брать по 3,5 руб. за километр проезда по федеральным трассам правительство собиралось уже с 2013 г., но, скорее всего, сбор будет введен в конце 2014 г.
Д.Абрамов/ Ведомости

Размер платы для грузовиков массой свыше 12 т еще будет обсуждаться, сообщил замминистра транспорта Николай Асаул. Обложить перевозчиков новым сбором правительство собиралось уже с 2013 г., но срок, скорее всего, будет перенесен на конец 2014 г. Не утвержден пока и размер платы. Минтранс предлагал брать по 3,5 руб. за километр при проезде по федеральным трассам.

"Тариф вызывает споры", – признал Асаул. К тому же нагрузка на перевозчиков постоянно увеличивается, продолжил он: растут акцизы, а из-за того, что транспортный налог есть не во всех странах Единого экономического пространства, падает их конкурентное преимущество. Плата для большегрузов не должна стать "резким ударом", пообещал Асаул.

Ее размер рассчитывали дорожники, исходя из необходимости компенсировать вред инфраструктуре, объяснил Асаул, а теперь Минтранс обсудит ставку тарифа с точки зрения автотранспорта, чтобы найти баланс между интересами обеих сторон.

Расчеты Минтранса ранее раскритиковало Минэкономразвития в заключении об оценке регулирующего воздействия на проект постановления о размере платы. Ставка тарифа рассчитывалась исходя из допущения, что грузовики должны полностью компенсировать вред, который наносят дорогам (58,5 млрд руб. в ценах 2010 г., остальное компенсируют акцизы на топливо), и оплатить систему взимания платы с них (8,6 млрд руб. в год). Минтранс разделил эту сумму на общий годовой пробег тяжелых грузовиков по федеральным трассам (по 50 000 км федеральных трасс ездят 900 тяжелых фур в сутки) и получил 3,5 руб. с километра. В Минэкономразвития указали, например, на возможное искажение расчета ущерба (до 10%).

Во-вторых, сам подход, по которому перевозчики должны полностью возмещать ущерб дорогам, может не соответствовать интересам общества, считают в Минэкономразвития, ведь вырастет стоимость перевозок, особенно по самым дешевым товарам. Так, пул компаний, среди которых «Мерседес бенц тракс восток», «Автофрамос», «Камаз», «Сургутнефтегаз», указал, что введение ставки Минтранса приведет к росту стоимости перевозок до 20%. Таким образом, при переносе расходов с бюджета на перевозчиков экономика может проиграть, допускают в Минэкономразвития.

Дело даже не в размере платы, такого механизма быть не должно, уверен замначальника представительства Ассоциации международных перевозчиков Константин Шаршаков: в странах, где есть аналогичная плата, она распространяется лишь на малую часть дорог высшего качества, а не на всю сеть, и благодаря высокой плотности трасс у перевозчиков есть выбор.

В Германии сбор с грузовиков свыше 12 т взимается с 2005 г., оплате подлежит только проезд по автобанам, а с августа 2012 г. — еще по 1100 км федеральных трасс, имеющих не менее четырех полос. Средний размер платы при внедрении схемы составлял 15 центов с километра, при этом предусмотрена дифференцированная тарифная сетка. По данным министерства транспорта Германии, поступления за 2010 г. составили 4,48 млрд евро, все эти средства идут на развитие транспортной инфраструктуры. При этом предусмотрены меры, смягчающие нагрузку на перевозчиков: это льготы по транспортному налогу, стимулирование покупки более экологичных грузовиков, компенсации по топливным сборам. Ежегодно эти меры обходятся бюджету страны в 600 млн евро.