"Аэрофлот" готов заплатить "за конкурентный цивилизованный рынок" из своей прибыли

Гендиректор крупнейшего авиаперевозчика в России Виталий Савельев пообещал Путину отказаться от монополии на 34 маршрутах ради снижения цен на билеты
Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев/ Д. Гришкин/ Ведомости

«Аэрофлот» готов отказаться от монополии на 34 эксклюзивных маршрутах, сообщил сегодня Савельев по итогам встречи с президентом России. Как пояснил менеджер «Ведомостям», эта инициатива призвана создать нормальные конкурентные условия на зарубежных направлениях из Москвы и регионов. Ведь внутренний рынок уже демонополизирован.

Но у многих авиакомпаний, в том числе и у «Аэрофлота», есть монопольные направления на зарубежных направлениях. "Если на наши маршруты будут назначаться другие российские авиакомпании, то это приведет к снижению цен на авиабилеты", - прогнозирует он. Правда, авиакомпания ожидает получить разрешения на дополнительные частоты на этих направлениях.

«Это наше общее решение [топ-менеджмента и совета директоров]. Мы не боимся конкуренции, в том числе и с иностранцами. Возможно, это на первом этапе снизит нашу доходность (в пятницу после объявления об отказе от эксклюзивных маршрутов рынок ценных бумаг отреагировал снижением котировок «Аэрофлота» на 3%. - «Ведомости»). Но это та плата за конкурентный цивилизованный рынок, к которой мы готовы. Тем более, как показывает практика, даже после разбавления монополии «Аэрофлота» на некоторых маршрутах наши пассажиры остаются с нами», - заявил Савельев. В этом году «Аэрофлот» планирует перевезти 17 млн пассажиров (плюс 15% к показателям 2011 г.). Коммерческая загрузка самолетов увеличилась на 2,5%.

У «Аэрофлота» есть эксклюзивные маршруты из Москвы в Амстердам, Варшаву, Гавану, Женеву, Карловы Вары, Прагу, Сеул, Хельсинки и Цюрих. На остальных направлениях (Анталья, Бейрут, Белград, Бодрум, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Дамаск, Дубай, Женева, Каир, Коломбо, Копенгаген, Ларнака, Луанда, Любляна, Мальта, Осло, Стамбул, Стокгольм, Тегеран, Улан-Батор, Хельсинки) действуют сезонные рейсы других перевозчиков.

Еще один крупнейший держатель эксклюзивных направлений - авиакомпания «Трансаэро». Согласно аналитике «Аэрофлота» (есть у «Ведомостей») у «Трансаэро» 32 эксклюзивных направления: Абу-Даби, Алма-Ата, Варадео, Даламан, Сингапур, Караганда, Куала-Лумпур, Лиссабон, Маврикий, Монастир, Пардубице, Сейшелы. Сама «Трансаэро» настаивает, что у нее 21 «эксклюзив». Некоторые направления «Трансаэро» которые «Аэрофлот» считает эксклюзивными, давно не являются таковыми, указывает топ-менеджер «Трансаэро». Например, рассказывает он, на Маврикий есть назначение и у «Аэрофлота», на направлении на Монастир еще есть свободные частоты, а на направлении Москва – Денпасар – Сингапур и Москва ― Сейшелы – вообще нет ограничений по количеству перевозчиков и частотам. А между Санкт-Петербургом и Актау «Трансаэро» уже не летает.

Гендиректор авиакомпании Ольга Плешакова говорит, что «Трансаэро» «на протяжении целого ряда лет последовательно выступает за либерализацию воздушного сообщения на международных авиалиниях». Решение о либерализации международного воздушного сообщения в интересах российских пассажиров, по ее словам, было принято в 2012 г. на совещании в правительстве - в обсуждении принимали участие руководители всех четырех крупнейших авиакомпаний России.

В последнее время были предприняты конкретные шаги: монополию «Аэрофлота» «разбавили» на целом ряде маршрутов, в том числе в Италию и Францию. «При этом никто не спрашивает и не должен спрашивать согласия какой-либо авиакомпании на либерализацию того или иного маршрута. Эти вопросы должны решаться государственными органами в интересах развития всей гражданской авиации России», - говорит она.