Менеджмент НМТП ответил на претензии «Транснефти»

Гендиректор порта назвал некорректной информацию о финансовых результатах порта, озвученную представителем госкомпании
Новороссийский морской торговый порт/ М.Стулов/ Ведомости

Между совладельцами Новороссийского морского торгового порта (НМТП) - «Транснефтью» и группой «Сумма» (через СП владеют 50,1% акций) - назревает конфликт. Вице-президент «Транснефти», член совета директоров порта Максим Гришанин заявил, что, по мнению госкомпании, менеджмент порта не справляется с задачами, которые перед ним стоят. "Сумма" с оценкой партнера категорически не согласна, а гендиректор НМТП говорит, что информация о финансовых результатах НМТП, которую озвучил представитель «Транснефти», некорректна.

«Если вы посмотрите на предварительные итоги работы НМТП в 2012 г., то увидите рост показателей — EBITDA, выручка и грузооборот увеличился на 1,2%. Но в среднем по России он увеличился на 5,6%. Есть чем гордиться, но не все возможности были использованы», — заявил Гришанин на пресс-конференции в Москве в понедельник утром. По словам Гришанина, прогноз по EBITDA НМТП за 2012 г. - 589 млн руб., по выручке — 32 млрд руб.

Информация о финансовых результатах НМТП, которую озвучил представитель «Транснефти», некорректная, поскольку результаты работы компании еще не аудированы, ответил на пресс-конференции в Новороссийске гендиректор порта Радо Антолович. Накануне он говорил, что выручка группы за 2010-2012 гг. увеличилась на 32%, рост показателя EBITDA составил 16% (слова топ-менеджера передал «Прайм»). Рентабельность по EBITDA (без бункера) в 2012 г. составила 64,4% - это один из самых высоких показателей среди всех российских и мировых портовых активов, отметил он.

Гришанин напомнил, что в общем объеме выручки группы НМТП 40% составляет выручка от перевалки нефти и 13% от перевалки нефтепродуктов. Тем временем, по его словам, «на поддержание инфраструктуры порта, которая касается перевалки нефти и нефтепродуктов, в надлежащем техническом состоянии по плану 2012 г. должно было быть потрачено 10% от инвестпрограммы». Вице-президент «Транснефти» отметил, что должно было быть освоено 747 млн руб., а получилось только 552 млн руб. «В июне с руководством порта был согласован инвестиционный план. Отчета о проделанной работе мы до сих пор не получили. А ведь любой инцидент с этими сооружениями приведет к экологической катастрофе», — объяснил Гришанин. При этом, по его словам, на конец 2012 г. на счетах группы порта находилось порядка 7,2 млрд руб.

Основной объем по перевалке нефти в Новороссийском порту обеспечивает «Транснефть», но нефтяной терминал «Шесхарис» загружен только на 60—70%, парирует Антолович. Инвестиции будут тогда, когда появится определенность с загрузкой терминала, объясняет гендиректор порта. Во вторник в «Черноморнефти» (структура «Транснефти») пройдет совещание, посвященное загрузке «Шесхариса» на ближайшие годы, рассказал он.

Вице-президент «Транснефти» напомнил о высокой долговой нагрузке порта — $1,9 млрд. В 2013 г. порт должен выплатить $95 млн, в 2014 г. — $584 млн. «При той динамике, которую порт показывает, у нас есть сомнения, что в 2014 г. группа сможет обслуживать долг», — сказал он. Все ковенанты, предусмотренные кредитным договором, исполняются, заявил Антолович. На предстоящем совете директоров, рассказывает он (дата заседания еще не назначена), будет решаться вопрос о рефинансировании долга, взятого НМТП на покупку Приморского торгового порта. Среди возможных вариантов выпуск облигаций, кредит в другом банке и др., говорит гендиректор порта.

«Мы хотели бы получить наших членов советов директоров в предприятиях группы, чтобы более эффективно смотреть, что там происходит», — указал Гришанин. По его словам, «Транснефть» информировала других акционеров НМТП, но, не получив реакции, президент «Транснефти» Николай Токарев написал письмо руководству НМТП и акционерам. В письме он высказался о необходимости смены руководства НМТП.

Токарев направил 6 февраля письмо Антоловичу, председателю совета директоров группы «Сумма» Зиявудину Магомедову, председателю совета директоров НМТП Марату Шайдаеву, пояснил источник, близкий к одному из акционеров НМТП. В нем Токарев выдвинул в качестве кандидатов на пост гендиректора и председателя совета директоров порта Гришанина и гендиректора «Транснефть-сервиса» Сергея Киреева. Руководство порта игнорирует позицию «Транснефти» и ее представителей по ключевым вопросам управления активом, объяснил в письме необходимость изменений Токарев. «Если говорить о перспективах сотрудничества, то я могу сказать, что мы очень разные компании. Принципиально разные. Наши приоритеты совпадают далеко не всегда. То, что является приоритетом для “Транснефти” как госкомпании, подчас прямо противоречит целям частной структуры», — заявил Токарев в интервью «Коммерсанту» на прошлой неделе.

Голосование по большинству вопросов, которые выносились на заседание совета директоров НМТП, было единодушным, говорит один из собеседников «Ведомостей». По его словам, разногласия были только по поводу инвестиций в строительство новых нефтеналивных мощностей. Вложений требуют не только нефтяные и нефтепродуктовые терминалы, но и зерновой, контейнерный и другие, отмечает он.

"Мы считаем, что менеджмент НМТП полностью справляется с задачами, которые перед ним ставят акционеры. Результаты говорят сами за себя - увеличение грузопотока, рост выручки, диверсификация грузовой базы, своевременное выполнение инвестиционной программы и т. д. Благодаря команде во главе с Радо Антоловичем у нас нет сомнений, что долгосрочная стратегия развития, за которую голосовали все акционеры, включая представителей "Транснефти", будет выполнена", - прокомментировал заявления Гришанина президент "Суммы" Александр Винокуров.