«Транснефть» предъявила претензии к менеджменту НМТП

Совладелец Новороссийского морского торгового порта (НМТП) – государственная «Транснефть» наконец объяснила, чем ее не устраивает работа менеджмента стивидорной компании. Руководство порта ответило на все претензии
«Транснефть» объяснила, чем ее не устраивает менеджмент Новороссийского порта/ М. Стулов/ Ведомости

«За исполнение стратегии, за все, что происходит в компании, отвечает менеджмент <...> Поверьте мне, каждый акционер проявляет большую заинтересованность в том, что происходит в компании, решения не принимаются без детальных и заинтересованных обсуждений», – рассказывал в интервью «Ведомостям» гендиректор НМТП Радо Антолович. Неделю назад выяснилось, что «Транснефть» происходящим в порту недовольна. И вчера первый вице-президент госкомпании, член совета директоров НМТП Максим Гришанин на специальной пресс-конференции объяснил, чем именно.

«Если вы посмотрите на предварительные итоги работы НМТП в 2012 г., то увидите рост показателей: EBITDA, выручка и грузооборот увеличился на 1,2%, но в среднем по России он увеличился на 5,6%», – сказал Гришанин. По его словам, прогноз по EBITDA НМТП за 2012 г. – 589 млн руб., по выручке – 32 млрд руб. Это данные предварительной неаудированной управленческой отчетности и они могут быть существенно скорректированы, заявили в ответ в НМТП, призвав инвесторов не полагаться на эти данные.

«На прошлой неделе прошел совет директоров НМТП, посвященный производственным и финансовым итогам 2012 г., там «Транснефть» не высказывала своих замечаний, зато все претензии я услышал сегодня публично», – сказал на пресс-конференции в Новороссийске Антолович.

«Не все возможности были использованы» менеджментом НМТП в 2012 г. для улучшения показателей, считает Гришанин. Например, по его словам, «на поддержание инфраструктуры порта, которая касается перевалки нефти и нефтепродуктов (приносит порту основную часть выручки), в надлежащем техническом состоянии» по утвержденному летом 2012 г. плану должно было быть потрачено 747 млн руб., а вложено только 552 млн руб. «Недостающие», по мнению «Транснефти», инвестиции были отложены, объясняет исполнительный директор НМТП Юрий Матвиенко. «Чтобы завершить реконструкцию первого и восьмого причалов нефтерайона Шесхарис, нам пришлось построить дополнительный причал», – отмечает он. И все это, напоминает он, было согласовано с «Транснефтью». К тому же Шесхарис сейчас загружен на 60–70% от мощности, отмечает Антолович. «Будет груз – будут инвестиции», – добавляет он. Странно инвестировать в мощности, которые недозагружены, соглашается гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.

Из-за «процветающих в НМТП посреднических схем грузовладельцы – реальные компании уходят в другие порты», переживает Гришанин. НМТП в 2012 г., наоборот, привлек дополнительные грузы: удобрения, железорудный концентрат, автомобили (30 000 в 2013 г.) и уголь (1,5 млн т), удивляется претензиям коммерческий директор НМТП Руслан Никитин.

Вице-президент «Транснефти» считает, что у порта высокая долговая нагрузка – $1,9 млрд (большая часть – кредит НМТП на покупку Приморского торгового порта у «Суммы» и «Транснефти»). В 2013 г., по подсчетам Гришанина, порт должен выплатить $95 млн, в 2014 г. – $584 млн. «При той динамике, которую порт показывает, у нас есть сомнения, что в 2014 г. группа сможет обслуживать долг», – сказал он. Антолович парирует: все ковенанты выполняются, а на предстоящем совете директоров НМТП (дата его проведения еще не назначена) будет решаться вопрос о рефинансировании долга НМТП. Среди возможных вариантов, по его словам, выпуск облигаций, кредит в другом банке и др. «По этому делу (рефинансирование долга) я не вижу проблем в 2013 г. и не вижу, серьезно говорю, в 2014 г.», – цитирует Антоловича «Интерфакс».

«Транснефть» хочет сменить менеджмент порта. По словам Гришанина, конкретных кандидатур у монополии нет. «В «Транснефти», если решение не выполняется, человек может идти работать в другую отрасль, которых в нашей стране много. К примеру, ЖКХ», – заявил Гришанин. А вот партнер «Транснефти» – группа «Сумма» менеджментом довольна, сказал президент группы Александр Винокуров. «Результаты говорят сами за себя: увеличение грузопотока, рост выручки, диверсификация грузовой базы, своевременное выполнение инвестиционной программы и т. д. Благодаря команде во главе с Антоловичем у нас нет сомнений, что долгосрочная стратегия развития, за которую голосовали все акционеры, включая представителей «Транснефти», будет выполнена», – заявил Винокуров.

Споры вокруг качества управления портом – только начало большой войны, опасается Безбородов. «Транснефть» может добиваться раздела мощностей порта, чтобы Шесхарис остался у нее, а все остальное отошло «Сумме», допускает эксперт.