Тимченко раскритиковал ценовую политику «Роснефти»

По мнению Геннадия Тимченко, «Роснефть» должна снизить цены на нефть. Госкомпания считает: цена адекватна рынку
Совладелец Gunvor Геннадий Тимченко недоволен ценами «Роснефти» на нефть/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Совладелец нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко (ему принадлежит 44%) надеется, что «Роснефть» снизит цены на нефть для трейдеров. Об этом бизнесмен рассказал в интервью швейцарской газете Neue Zurcher Zeitung. «Неправда, что мы больше не хотим работать с «Роснефтью». Мы просто не готовы платить текущие высокие цены», – подчеркнул Тимченко. Он уверен, что «Роснефти» придется снизить цены.

Представитель госкомпании не согласен, что цены на нефть, которую продает компания, завышены. Раз покупатели реагируют «существенным спросом», значит, цена, которую предлагает «Роснефть», адекватна рынку, отражает доверие к компании, ее хорошую репутацию и эффективность применяемых процедур реализации ресурсов, заявил представитель компании.

Директор по развитию Argus Media Михаил Перфилов подчеркивает, что трейдеры, которые заключают с «Роснефтью» контракты, переплачивают $0,5 за баррель (относительно котировок) ради того, чтобы выиграть тендер. По данным Argus, на 15 апреля баррель Urals «Роснефть» предлагала за $97,52 для покупателей в Северной Европе и $98,92 – в Средиземноморье.

Gunvor работала с «Роснефтью» до 2012 г. Какие объемы госкомпания продавала через нее, неясно. Но в 2012 г. Gunvor и близкие к нефтетрейдеру компании впервые проиграли тендеры. В полугодовом тендере госкомпании победили конкуренты Gunvor – трейдеры Vitol и Glencore, а также Shell. Vitol и Glencore активно конкурировали между собой, что привело к росту цен, рассказывает источник в одном из нефтетрейдеров. Прекращение сотрудничества между «Роснефтью» и Gunvor связано с похолоданием в отношениях Тимченко и президента «Роснефти» Игоря Сечина, рассказывали собеседники в их окружении (представители Gunvor и «Роснефти» это не комментируют).

«Компании, которые переплачивают «Роснефти», делают это, чтобы получить другой бизнес с госкомпанией, например в области добычи», – считает Тимченко. Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук напоминает, что Vitol и Glencore предоставили «Роснефти» предэкспортное финансирование в размере $10 млрд, которое будет обеспечено объемами нефти. Представитель Vitol от комментариев отказался, его коллега из Glencore не ответил.

В 2012 г. «Роснефть» добыла 121 млн т нефти. Чуть больше половины (61,58 млн т) госкомпания отправила на переработку. На экспорт в дальнее зарубежье ушло 49,5% от объема добычи. Сколько было продано через трейдеров и каких именно, компания не раскрывает. У «Роснефти» есть также долгосрочные контракты на поставки нефти в Китай – 15 млн т и в Польшу – 6 млн т. Кроме того, госкомпания заключила в конце 2012 г. пятилетний контракт с Vitol и Glencore на поставку 67 млн т. А Gunvor достался лишь годовой контракт на экспорт мазута «Роснефти» (6 млн т, 43% всего экспортируемого мазута).

Впрочем, партнер Тимченко по Gunvor – гендиректор трейдера Торбьорн Торнквист подчеркивал, что доля российской нефти в портфеле компании превышает 25% и остается неизменной. Трейдер закупает нефть и нефтепродукты в более чем 35 странах. Продажи нефти в 2012 г. составили 130–135 млн т против 120 млн в 2011 г.

Полищук отмечает, что раньше Gunvor готова была переплачивать, для того чтобы зайти на рынок и стать партнером такого крупного игрока, как «Роснефть». Сейчас же у Gunvor есть возможности закупать более дешевую нефть, подчеркивает эксперт. Тимченко рассказал, что Gunvor работает с «Газпром нефтью» и «Сургутнефтегазом».

Перфилов отмечает, что у Gunvor нет потребности бороться за тендеры. Тимченко рассуждает в том числе и как нефтепереработчик, говорит Перфилов: в прошлом году Gunvor купила два НПЗ в Европе. «Зачем идти на годовой тендер и переплачивать, если необходимо взять три-четыре партии, которые можно купить на споте», – говорит собеседник, отмечая, если Urals будет дорожать, Gunvor сможет купить нефть другого сорта дешевле.