«Базэл» требует 4 млрд руб. за порт в Сочи


Принадлежащий «Базовому элементу» Олега Дерипаски «Порт Сочи Имеретинский» 25 апреля подал в Арбитражный суд Краснодарского края иск к госкорпорации «Олимпстрой», следует из материалов суда. Структура «Базэла» требует от «Олимпстроя» 4 млрд руб. в качестве компенсации за убытки, «вызванные невыполнением ГК «Олимпстрой» взятых на себя обязательств по обеспечению грузопотока для коммерческой эксплуатации порта», следует из сообщения истца. Дата рассмотрения дела не назначена.

«Предполагалось, что уже после ввода в эксплуатацию первой очереди порт будет гарантированно загружен в интересах олимпийской стройки на 2 млн т в год, иначе возникает вопрос: с какой целью частного инвестора обязали строить нерентабельный порт за счет привлеченных кредитных средств?» – спрашивает порт в своем релизе. Перед началом строительства порта «Олимпстрой» и АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» планировали грузопоток через порт на уровне 14 млн т в год. Но за время работы Имеретинского (с апреля 2010 г. по март 2013 г.) его общий грузооборот составил чуть больше 3 млн т, говорится в сообщении порта.

Отсудив у «Олимпстроя» 4 млрд руб., «Базэл» планирует расплатиться по кредиту, взятому на порт у ВЭБа, говорит представитель «Базэла». На строительство Имеретинского порта «Базэл» потратил 6 млрд руб. (3,8 млрд руб. из них – кредит ВЭБа), государство – 6 млрд руб. (с учетом восстановительных работ после шторма 2009 г., которым порт смыло). «Базэл» просил ВЭБ о реструктуризации займа, но банк отказал. Теперь рассматриваются разные варианты реструктуризации долга, говорит представитель «Базэла». Представитель ВЭБа на вопросы «Ведомостей» не ответил.

У «Олимпстроя» не было обязательства загружать порт, поэтому вряд ли «Базэлу» удастся отсудить 4 млрд руб., считает источник «Ведомостей» в госкорпорации. Пока строился Имеретинский, система перевозки олимпийских грузов изменилась: больше стали возить по железной дороге, продолжает он (представитель «Олимпстроя» от комментариев отказался). Менеджмент «Порт Сочи Имеретинский» не пытался бороться за грузопоток, отмечает собеседник «Ведомостей». Можно было обойтись и без этого порта, признает федеральный чиновник.

«Базэл» планирует вернуть деньги, потраченные на порт, перепрофилировав до 2014 г. его в марину для стоянки 600–700 яхт (это еще 50–100 млн евро). Компания Дерипаски ведет переговоры с яхтенными операторами и операторами марин.