Как «Газпром» доплачивал за активы «Итеры»

Партнер «Роснефти» Игорь Макаров мог стать основным владельцем загадочного газового трейдера Tancredo, обнаружили «Ведомости». Это $1 млрд годового оборота до 2015 г.

Трейдер Tancredo, который продает газ «Газпрому», перешел под контроль структур, связанных с Макаровым, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к «Газпрому» и Газпромбанку.

Цепочка в Европу

В 2007–2010 гг. Tancredo была включена в такую цепочку. «Сибнефтегаз» добывал газ и продавал его «Итере» и «Статусу». Те продавали его по $23 за 1000 куб. м «Межрегионгазу», принадлежащему «Газпрому». Тот продавал его «Сибгазтранзиту», в котором у банка и «Итеры» было по 50%. «Сибгазтранзит» продавал газ «Газпром экспорту». Тот – еще одной структуре «Газпрома», германской ZMB GmbH, уже по $180. А она – Tancredo по $213. Tancredo отдавала газ на реализацию по $259 «Газпром экспорту» (за агентское вознаграждение в $1). Получается, Tancredo оставалось $45 с 1000 куб. м.

След «Итеры»

Совладелец Tancredo, Hopkinsville, по данным кипрского реестра, принадлежит Flydove Holdings Ltd., зарегистрированной в Белизе. Эта компания участвовала в выкупе актива у одной из структур «Итеры» – соответствующую информацию «Ведомости» обнаружили в материалах российских арбитражных судов. Структурам «Итеры» до 2003 г. принадлежало ООО «Ставропольстройнеруд» – оператор Малкинского карьера нерудных материалов на Ставрополье. В 2003 г. общество было обанкрочено и продано ООО «Рета-М». Деньги на сделку – 550 млн руб. покупатель занял у Itera International Energy. А через два года рассчитался с кредитором, получив нужную сумму как раз от владельца Hopkinsville – Flydove.

Кипрская Tancredo была создана в 2006 г. С 2007 по 2010 г. через нее шел на экспорт газ, добытый на месторождении Береговое компанией «Сибнефтегаз» (51% тогда был у Газпромбанка, 49% – у «Итеры» Макарова). Tancredo была лишь одной в цепочке компаний, которые перепродавали газ друг другу, в результате чего его стоимость возрастала с $23 за 1000 куб. м в России до $259 в Европе (см. врез). Источники «Ведомостей» рассказывали, что на долю Tancredo приходилось $45 с каждой 1000 куб. м.

За четыре года «Сибнефтегаз» добыл 24 млрд куб. м, но через Tancredo прошло лишь 20% этого объема, рассказывает собеседник «Ведомостей». Если это верно, то доход Tancredo за четыре года мог составить $216 млн.

Как делились эти деньги? Владельцем 95% трейдера на тот период была «дочка» Газпромбанка – ООО «Статус», а 5% – кипрская Hopkinsville, которую источники «Ведомостей» приписывали Макарову (о связи Hopkinsville с «Итерой» см. врез на стр. 21). Но собеседники «Ведомостей» говорили, что основную часть денег получает Hopkinsville. В отчетности Газпромбанк указывал, что в 2009–2010 гг. его прибыль от инвестиций в Tancredo составила 2,3 млрд руб. (более $70 млн). Получается, на долю Hopkinsville могло прийтись более $140 млн.

Но сумма могла быть и больше. Участие в Tancredo – своего рода компенсация Макарову, объясняет источник, близкий к Газпромбанку.

Макаров в 2007 г. согласился продать 51% «Сибнефтегаза», разрабатывающего месторождение с запасами более 400 млрд куб. м, всего за $130 млн. Частью сделки стала схема с Tancredo, через которую Макаров должен был получить еще $250 млн.

В 2011 г. Газпромбанк продал долю в «Сибнефтегазе» и начал выходить из схемы по торговле его газом – снижать долю в Tancredo в пользу нового акционера: компании Kasetico. Согласно кипрскому реестру, на июль 2012 г. у газпромбанковского «Статуса» осталось 42,9%, Kasetico получила 52,2%, у Hopkinsville было 4,9%. В отчетности за 2012 г. Газпромбанк сообщил, что полностью вышел из Tancredo и других структур, задействованных в схеме экспорта. Доля «Статуса» перешла к структурам Макарова, сказал «Ведомостям» человек, близкий к банку (в реестре это пока не отражено).

Кто владеет Kasetico? Согласно реестру, ее единственный владелец – россиянин Валерий Аракелов. Когда «Ведомости» дозвонились до него в первый раз, Аракелов сказал: «Я являюсь председателем правления компании «Русское поле». Эта компания является дочерним предприятием «Итера-инвест-строя» (по данным «СПАРК-Интерфакса», учредители «Русского поля» – частные лица. – «Ведомости»), они занимаются строительством коттеджей в Подмосковье, преимущественно это Дмитровский район». Кроме того, он работает президентом Ассоциации негосударственных структур безопасности Московской области и помощником одного из членов Совета Федерации. Он очень удивился, узнав, что его фамилия и адрес прописки указаны в кипрском реестре в связи с Kasetico. Возможно, предполагал Аракелов, кто-то воспользовался его паспортными данными, которые были в распоряжении сотрудников «Итеры». Но через несколько дней Аракелов поведал «Ведомостям» другую версию: председателем правления «Русского поля» он больше не является, «Русское поле» никак не связано с «Итерой», а его паспортные данные были в распоряжении человека по фамилии Ральченко, который сейчас проживает на Кипре и с «Итерой» тоже никак не связан.

Насколько ценный актив сегодня Tancredo? С выходом Газпромбанка из «Сибнефтегаза» этот трейдер перестает быть участником цепочки по продаже газа в Европу. Зато в 2011 г. в материалах к одному из советов директоров «Газпрома» он появляется как поставщик среднеазиатского газа для монополии. Согласно этим материалам, в 2012–2015 гг. «Газпром» закупил и намерен закупить у Tancredo по 3,15 млрд куб. м газа в год. В 2012 г. – по $320,51 за 1000 куб. м, в 2013 г. – по $316,9. То есть годовой оборот Tancredo составит около $1 млрд.

Представитель Макарова все опровергает: ни МГК «Итера», ни лично бизнесмен с Tancredo не связаны, компания «Итера-инвест-строй» не имеет никаких взаимоотношений с «Русским полем», а кто такой Аракелов и кому он давал свои паспортные данные – ему неизвестно. Представитель «Газпрома» подтвердил, что в 2012 г. около 3 млрд куб. м газа монополия закупила у Tancredo, от других комментариев отказался. Пресс-служба «Роснефти» не ответила на запрос «Ведомостей».