«Техносила» и «Техношок» слились в одну компанию

Ритейлер бытовой техники и электроники "Техносила" в ходе сделки был оценен в $230-250 млн
М.Стулов/ Ведомости

Крупный российский ритейлер бытовой техники и электроники (БТиЭ) «Техносила» получил активы петербургской розничной сети «Техношок», сообщили вчера компании. В объединенной компании, которая будет работать под названием «Техносила», 30% принадлежит собственнику «Техношока» Виктору Гордейчуку, остальные 70% - у компании First Russian Recovery (FRR). Объединенная сеть состоит из 122 магазинов с торговой площадью более 230 000 кв. м. Долговая нагрузка объединенной компании составит более 4 млрд руб., говорит Гордейчук.

«Техносилу» основали братья Вячеслав и Виктор Зайцевы в 1993 г. К концу 2000-х гг. у компании возникли сложности с долгами, крупнейшим кредитором был «МДМ банк». Примерно тогда же Зайцевы перестали быть владельцами сети. В ключевых компаниях «Техносилы» началось банкротство, операционная деятельность была переведена на «Бизнеспро» и «Сервистрейд». Руководить ритейлером МДМ предложил предпринимателю Михаилу Кокоричу. Бизнесмен объявил себя бенефициаром операционных компаний и говорил, что на поддержку «Техносилы» направлено более $300 млн, при этом сам он дал более $50 млн. В начале 2012 г. снова начался поиск покупателей на сеть.

В том же году FRR и приобрела «Техносилу» у Кокорича, говорит гендиректор FRR Юрий Адамович. «Группа инвесторов, в число которых вхожу я, является владельцем «Техносилы». Наши интересы представляет FRR», - сказал он.

Партнеров по FRR Адамович не раскрывает. Это «физлица, граждане России и других государств, несколько небольших фондов», говорит он: «Сделка была безденежная: активы «Техношока» переданы юрлицам группы компаний «Техносилы».

Среди других инвестиций FRR в рознице - 45% в крупном региональном ритейлере «Регионмарт» (выручка - около $1 млрд, более 160 супермаркетов в Сибири), сделка была закрыта весной, говорит Адамович.

По словам представителя одной из сторон сделки, «при сделке стороны ориентировались на параметры выручки, структура долевого участия отражает их». «Техносила» была оценена в $230-250 млн, говорит он. Выручка «Техносилы» и «Техношока» в 2013 г. составила около 27 млрд руб., из них 20 млрд руб. - продажи «Техносилы». В этом году продажи объединенной компании могут составить 28-30 млрд руб. без НДС, полагает Адамович. Участники сделки получили «зеркальные» опционы на увеличение доли, рассказали Гордейчук и Адамович, не уточнив, какой пакет акций они могут получить при реализации опциона. Преимущественное право реализации - у Гордейчука, сообщил он. Срок исполнения опциона наступит через 2-3 года.

«Для нас это финансовая инвестиция, я для себя не вижу выхода раньше, чем через 3-4 года. Я рассматриваю как более вероятный вариант продажу компании третьему инвестору - либо крупному профильному, либо финансовому. Но до этого нужно сделать очень много», - говорит Адамович.

Объединенная компания пересмотрит форматы своих торговых объектов, сказал Гордейчук. «Техносила» откажется от больших форматов и будет открывать относительно небольшие магазины, оптимальная торговая площадь - около 1500 кв. м, говорит он. Сокращенные метры компания хочет компенсировать возможностью купить дополнительный ассортимент через электронные терминалы. По прогнозу Euromonitor, в этом году рынок БТиЭ может сократиться до 766,77 млрд руб. с 782,3 млрд руб. в 2013 г. Пока нет предпосылок для возобновления роста рынка, отмечает партнер компании Strategy Partners Виталий Вавилов. Как и в США, в России на продавцов бытовой техники и электроники все заметнее влияют онлайн-игроки, рассуждает эксперт: «Есть небольшие шансы на замедление этого процесса, так как происходит отток иностранных инвестиций, на которые живут многие интернет-магазины. Но фундаментальные предпосылки не изменятся».

«Если смотреть, как развивается наша отрасль в мире, продажа бытовой техники и электроники становится лишь частью бизнеса», - говорит Гордейчук. «Техносила», по его словам, также рассчитывает расширять бизнес, добавляя новые категории товаров, прежде всего в онлайн-магазине. Это могут быть хозтовары, электроинструменты, садовая техника, автомобильные, детские и спортивные товары, перечисляет Гордейчук: «Сейчас на аксессуары и «нестандартный» ассортимент приходится около 12% выручки, мы планируем довести эту долю через несколько лет до 25% продаж».

Другие крупнейшие БТиЭ-ритейлеры также заявляли о планах расширять категории продаваемых товаров, прежде всего в онлайне, и переходить на смежные рынки. Например, «Ситилинк» помимо электроники начал продавать офисную мебель, инструменты, технику для сада, медицинское оборудование. Лидер рынка «М.видео» также расширяет ассортимент онлайн-магазина смежными товарами, например медицинскими - термометрами, тонометрами и др.