«Газпром» ищет новый путь в Китай

Монголия вслед за Казахстаном предлагает «Газпрому» проложить транзитный трубопровод на запад Китая. Но до подписания контракта на поставки газа по этому маршруту еще далеко

О предложении Монголии вчера заявил президент страны Цахиагийн Элбэгдорж после встречи в Улан-Баторе с президентом России Владимиром Путиным. «С нашей стороны были даны конкретные объяснения и преимущества» такого решения, сказал он: «Это и соображения безопасности, и краткость пути, и то, что эта магистраль будет проходить в степных условиях». Путин это заявление комментировать не стал. Он лишь отметил, что стороны договорились «активизировать сотрудничество в развитии транспортной инфраструктуры Монголии», но прежде всего железнодорожной.

Возможность транзита российского газа через Монголию обсуждается с осени прошлого года, заявил потом российский министр природных ресурсов Сергей Донской (его цитировал «Интерфакс»). Преимущество маршрута в том, что он проходит в основном по равнинам, это сократит число компрессорных станций. Но есть и ограничения, связанные с возможным пересечением природоохранных зон. Представитель «Газпрома» на вопросы не ответил.

Неделю назад стать транзитной страной для поставок в Китай «Газпрому» предложил и Казахстан. С такой инициативой выступили президент и премьер республики, «с российской стороны проявлен определенный интерес», заявил 27 августа замминистра энергетики Казахстана Узакбай Карабалин (его цитировал «Интерфакс»). Газопровод предлагается проложить «через Астану и выйти в районе Хоргоса или же Алашанькоу на Китай», сказал чиновник, «но сегодня это идея, она нам, конечно, нравится». Топ-менеджер «Газпрома» подтвердил, что эта идея обсуждалась, но она в «зачаточном состоянии».

«Газпром» и CNPC в мае заключили 30-летний контракт на поставку в Китай до 38 млрд куб. м газа в год восточным маршрутом по газопроводу «Сила Сибири» из Иркутской области и Якутии через Благовещенск. Переговоры шли 10 лет, и сначала Россия предлагала Китаю два маршрута поставок одновременно - восточный по «Силе Сибири» и западный по газопроводу «Алтай» с Ямала. Этот газопровод должен был выйти в Китай в районе узкой российско-китайской границы между Казахстаном и Монголией. Но за время переговоров Китай сумел удовлетворить спрос на газ на западе страны за счет среднеазиатского газа и предложил «Газпрому» сначала договориться о поставах по восточному маршруту в дефицитные регионы. В 2006 г. «Газпром» оценивал строительство «Алтая» в 363 млрд руб., а «Сила Сибири» (тогда Якутия - Хабаровск - Владивосток) в конце 2011 г. оценивалась в 333 млрд руб., а сейчас уже в 770 млрд руб. Правда, структура финансирования даже «Силы Сибири» до сих пор не ясна.

После подписания контракта в мае предправления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что переговоры о западном маршруте продолжатся. Причем в конце июня о желании получать российский газ через Китай по западной трубе объявила и Индия. Миллер назвал эту идею «смелой и красивой», но «интересной»: такой маршрут пройдет через Гималаи. Топ-менеджер «Газпрома» говорит, что если изменить маршрут «Алтая» и провести его, например, через Казахстан, то на продление трубы до Индии «можно посмотреть».

В понедельник в Якутске был сварен первый стык «Силы Сибири». Там Миллер заявил, что «если «Газпром» будет очень плотно работать с CNPC», то контракт на поставку газа по западному маршруту может быть подписан уже в ноябре «на встрече лидеров государств [России и Китая]». Но источник «Ведомостей», близкий к «Газпрому», отмечает, что «ноябрь - нереалистичные сроки по второму контракту», однако «работа по нему идет активно, вот Казахстан и Монголия и предлагают себя в качестве транзитных стран». При этом он подчеркивает, что проблем с действующим маршрутом «Алтая» у «Газпрома» нет.

При поставках газа по западному маршруту Китаю на своей территории до потребителей придется строить более протяженные газопроводы, чем по восточному маршруту, говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Поэтому он будет требовать более низкой, чем на востоке, цены за сырье, а это может затянуть переговоры на годы, считает эксперт. До сих пор «Газпром» использовал переговоры о западном маршруте как инструмент давления на Европу, ведь по «Алтаю» в Китай планируется поставлять газ с Ямала - ресурсной базы для европейского экспорта. Но если Китай добьется для западного направления низкой цены, это, наоборот, вдохновит европейцев требовать еще больших скидок, отмечает Корчемкин.