Forbes назвал основные претензии следствия к Евтушенкову


По данным следствия, официальная сумма сделки была занижена, но «Система» перечислила дополнительно к этой сумме $5 млрд на подконтрольные Уралу Рахимову счета в иностранных банках, писали раньше "Ведомости". Переводы шли через подконтрольные Айрапетяну счета в банках Швейцарии, Австрии и Армении. Сам Айрапетян получил за посредничество $50 млн, утверждает следствие. В деле есть показания, что Евтушенков со стороны АФК «Система» участвовал в обсуждении условий сделки, говорит источник в правоохранительных органах.

У следствия четыре основных претензии к председателю совета директоров АФК "Система" Владимиру Евтушенкову, пишет Forbes со ссылкой на информированные источники. Издание отмечает, что официально СКР и АФК эту информацию не комментируют, ссылаясь на соглашение о неразглашении.

Следствие заинтересовал договор, который "Система" и структуры Урала Рахимова заключили в ноябре 2008 г., за пять месяцев до продажи "Системе" активов башкирского ТЭКа. По этому соглашению «Система-инвест» получала полномочия генерального директора в предприятиях башкирского ТЭКа, пишет Forbes. По мнению СКР, благодаря этому договору Евтушенков добился, чтобы активы были проданы именно «Системе». Издание добавляет, что «Система-инвест» в реальности не успела вступить в свои права на момент сделки в марте 2009 г., поскольку необходимое разрешение антимонопольного ведомства было получено только в феврале 2009 г.

Следствие также считает, что цена активов была необоснованно занижена. При изначально условленной цене в $2,5 млрд за контрольные пакеты предприятий БашТЭКа ЗАФК заплатила $2 млрд, недоплатив остаток без каких-либо причин, утверждают в СКР. Стороны сделки объясняют изданию, что в документах оговаривалось, что последние $500 млн - отсроченный возможный платеж. Ссылаясь на годовые отчеты «Системы», издание пишет, что впоследствии АФК узнала о долгах "Башнефти", о которых ей не было известно до сделки. По условиям договора «купли-продажи» «Система» могла не только не платить оставшиеся $500 млн, но и потребовать вернуть ей часть из уже выплаченных $2 млрд, объясняют источники Forbes.

В-третьих, следствие считает даже цену в $2,5-$2 млрд ниже рыночной. СКР полагает, что это означает, что риск оспаривания сделки был заложен в стоимость активов, то есть Евтушенков знал о том, что они могли быть ранее приватизированы с нарушениями, пишет издание. В качестве контраргумента оно приводит действия ВТБ, который кредитовал эту сделку. Издание также приводит мнение аналитиков "Уралсиба", которые в 2009 г. сочли цену сделки "выше справедливой".

Подозрение СКР вызвало также, что сделка по покупке акций "Башнефти" "Системой" 30 марта 2009 г. совпала день в день со снятием ареста с акций предприятий «Башнефти» из-за подозрения в неуплате налогов, пишет Forbes. По мнению следствия, это означает, что Евтушенков оказывал административное влияние на налоговые органы.

Источник Forbes в окружении Евтушенкова, рассуждает, что даже если предположить, что тот знал, что приобретает «проблемные» активы, то опасения вызывал не их юридический статус, а непростое финансовое состояние. В проспекте от 16 мая 2012 г., который Morgan Stanley, Deutsche Bank и «ВТБ капитал» подготовили для «Системы» и который есть в распоряжении издания, говорится, что среди рисков финансового состояния компании существует «возможность оспаривания приватизации любого из приватизированных активов «Системы». В этом случае велик риск, что компания может полностью или частично потерять доли в этих активах, говорится в документе.