Цены на железнодорожные колеса могут вырасти

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) начала антидемпинговое расследование в отношении поставок в страны Таможенного союза железнодорожных колес с Украины
Andrey Rudakov/ Bloomberg

Проверка проводится по заявлению Выксунского металлургического завода (входит в Объединенную металлургическую компанию, ОМК) и Нижнетагильского металлургического комбината (входит в Evraz), сообщила комиссия.

Увеличение ввозных пошлин ударит по производителям железнодорожной техники: в этом случае местные производители колес могут поднять цены, предупреждает аналитик БКС Олег Петропавловский.

По предварительной информации, в 2011-2013 гг. поставки колес в страны Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия) выросли в 4,4 раза, а доля Украины в общем объеме импорта составила 95,8%, в первом полугодии 2014 г. - 97,1%, говорится в сообщении ЕЭК (абсолютные значения не раскрываются). Доля стальных колес локального производства на рынке в 2011-2013 гг. сократилась на 13,9 п. п., а доля украинских колес, напротив, увеличилась на 11,2 п. п., говорится в сообщении ЕЭК. Цены на украинскую продукцию в январе - июне 2014 г. упали на 25,4%. Производители из Таможенного союза снизили свои цены на 21,8% при росте себестоимости на 16,4%. В итоге рентабельность продаж у них снизилась на 22 п. п., а прибыль от реализации сократилась более чем в 6,2 раза.

Основной украинский производитель железнодорожных колес - «Интерпайп». Представитель компании на вопросы «Ведомостей» не ответил. Представитель Evraz от комментариев отказался. Представитель ОМК сказал, что компания надеется на введение антидемпинговых пошлин. А их размер «позволит компенсировать нанесенный демпинговыми поставками ущерб отечественным производителям».

Антидемпинговые расследования, как правило, длятся около года, говорит представитель ЕЭК. В случае признания демпинга дополнительно к существующей таможенной пошлине (5%) могут быть введены антидемпинговые - со ставкой не выше установленной в ходе расследования демпинговой маржи. По предварительным оценкам, демпинговая маржа при поставках украинских колес составила 36,3%, сообщила ЕЭК.

Представитель Тихвинского вагоностроительного завода (входит в группу ИСТ) лишь сказал, что предприятие сейчас в основном закупает колеса российского производства. «Уралвагонзавод» (УВЗ) в случае снижения поставок с Украины не пострадает, говорит заместитель гендиректора по железнодорожной технике УВЗ Андрей Шленский: основной поставщик колес - Evraz, к тому же компания работает по долгосрочным контрактам. Впрочем, Петропавловский считает, что антидемпинговые пошлины в итоге не будут установлены, поскольку у России нет альтернативных каналов поставки этой продукции.