27 ноября правительство утвердит инвестпрограмму РЖД 2016-2017 гг.

Минэкономразвития и грузоотправители рекомендуют РЖД экономить. У государства денег на финансирование инвестпрограммы компании в 2016-2017 гг. может не оказаться
РЖД рекомендовано продумать запасной вариант на случай отсутствия господдержки/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

Сегодня правительство должно утвердить инвестпрограмму РЖД на 2015 г. Ее размер - 414,1 млрд руб., говорит представитель Минэкономразвития. Еще чуть больше 1 трлн руб. монополия собирается инвестировать в 2016-2017 гг. (486,6 млрд и 532,8 млрд руб. соответственно), уточняет он.

РЖД намерена тратить средства на выполнение поручений правительства (расширение БАМа и Транссиба, развитие инфраструктуры Московского транспортного узла (МТУ) и др.), собственные проекты - подходы к портам, а также на закупку подвижного состава, говорится в пояснительной записке к проекту инвестпрограммы. Причем часть средств компания намерена получить у государства. В 2015 г. правительство согласилось дать РЖД 30 млрд руб. на капремонт. На 2016-2017 гг. компания просит 75 млрд и 85 млрд руб. соответственно. В противном случае она грозит убытками. Но предоставление средств в 2016-2017 гг. под вопросом, в бюджете денег нет, рассказывает федеральный чиновник, курирующий РЖД.

Совет потребителей РЖД рекомендует монополии исходить из отсутствия господдержки и невозможности привлечения средств ВЭБа под инфраструктурные облигации (100 млрд руб.), говорится в заключении на проект финансового плана и инвестпрограммы РЖД на 2015-2017 гг. (копия есть у «Ведомостей»). А чтобы не уйти в убытки, компании надо урезать инвестпрограмму, в том числе отказаться от новых проектов, по которым нет прямого поручения правительства, закупки пригородных поездов и уточнить объем закупки локомотивов. Один из таких проектов - второй этап развития инфраструктуры БАМа и Транссиба (на это компания предусмотрела 85 млрд руб.). Он не одобрен правительством, поэтому его включение в инвестпрограмму РЖД на 2015-2017 гг. «требует дополнительного обоснования». На локомотивы и электрички РЖД в 2015 г. планирует потратить 88,2 млрд руб., в 2016-2017 гг. - 182,9 млрд руб., следует из одобренной советом директоров РЖД трехлетней инвестпрограммы. Представитель РЖД указывает, что второй этап развития магистралей Восточного полигона предполагается начать с 2020 г., а это за рамками трехлетней инвестпрограммы.

Приоритетом в условиях экономии должно стать «сохранение запланированного объема работ по капитальному ремонту пути», говорится в проекте заключения совета потребителей РЖД. Инвестиции на эти цели можно даже увеличить «за счет повышения внутренней эффективности и сокращения прочих операционных затрат». В частности, потребители рекомендуют РЖД увеличить дивидендные выплаты от дочерних и зависимых обществ.

С этим соглашается и представитель Минэкономразвития: «В первую очередь нужно поддерживать в удовлетворительном состоянии и повышать качество существующих объектов железнодорожной инфраструктуры, ликвидировать инфраструктурные ограничения, препятствующие повышению уровня погрузки и увеличению скорости доставки грузов». Это позволит избежать большого роста тарифов и необходимости обращаться за дополнительными субсидиями. Представители Минфина и Минтранса отказались комментировать инвестпрограмму РЖД.

Конечно, есть риск того, что РЖД, отказываясь от строительства новых путей в пользу поддержания существующих, может упустить момент и вовремя не расширить пути на нужных потом направлениях, говорит топ-менеджер одной из компаний-грузоотправителей. Но тогда РЖД должна предоставлять информацию о том, как будет расти число заявок на определенных направлениях, однако компания таким мониторингом серьезно не занимается. РЖД в первую очередь должна поддерживать существующие пути, а не думать о высокоскоростных магистралях, соглашается сотрудник одного из железнодорожных операторов. «В итоге может получиться так: пассажирские поезда у нас будут развивать скорость до 200 км/ч, а грузовые - ездить все медленнее», - опасается он.

РЖД не согласна с заключением совета. «Это мнение отдельных членов совета потребителей, которые в данном случае фактически выполняют лоббистские функции, продвигая интересы отдельно взятых компаний, - категоричен представитель РЖД. - Получается, что они не заинтересованы ни в развитии МТУ, которое является поставленной государством задачей, ни в развитии пригородного пассажирского сообщения».