Платные каналы смогут продавать рекламу, если будут ставить в эфир российский контент

Госдума готова частично отменить запрет рекламы на платных каналах. Исключение будет сделано для телекомпаний, показывающих отечественный контент
С.Николаев/ Ведомости

«Идиотский запрет». Наталья Синдеева

Гендиректор телеканала «Дождь». «Мы, конечно, будем рады, если такое исключение будет сделано. Хотя я до сих пор не понимаю, зачем было вообще вводить этот идиотский запрет. Ведь в итоге многие каналы из-под него были выведены. И почему для остальных он продолжит действовать, совершенно непонятно».

В пятницу депутат Госдумы, сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта Ольга Тимофеева внесла на рассмотрение нижней палаты парламента поправки в законы «О рекламе» и «О СМИ», которыми частично отменяется запрет показа рекламы на платных каналах. Их текст опубликован на сайте Госдумы. По словам Тимофеевой, цель поправок - защитить региональные каналы, которые информируют местное население, а также стимулировать показ отечественного телеконтента. Для этого Тимофеева предлагает ввести в закон о СМИ понятие «национальный продукт» - контент, созданный гражданином России или российским юрлицом и/или по заказу российского СМИ. Иностранные инвестиции в создание такого контента не должны превышать 50% сметы. Следить за соблюдением этого правила должна Федеральная антимонопольная служба (ФАС), указано в проекте.

Запрет показа рекламы на платных каналах Госдума ввела летом, соответствующие поправки были приняты всего за две недели. Необходимость данного шага депутаты объясняли заботой о населении, не понимающем, почему должно платить за каналы, которые показывают рекламу. Но в декабре президент России Владимир Путин признал, что поправки вводились для защиты крупных федеральных каналов. В масштабах всего рынка ТВ-рекламы на неэфирные каналы приходится лишь около 4% бюджетов, поэтому в абсолютных цифрах потери для рынка невелики. Но поправки серьезно изменили бизнес-модель примерно для 300 кабельных каналов: у самых крупных из них на рекламу приходилось до 30% выручки. В результате несколько кабельных каналов объявили о закрытии или уходе из России, другие предупредили о намерении поднять цены.

Два источника «Ведомостей» в Госдуме утверждают, что уже завтра поправки будут рассмотрены на комитете по информационной политике, к концу недели они могут быть одобрены в первом чтении. Профильный федеральный чиновник добавляет, что поправки согласованы с администрацией президента и поэтому будут быстро приняты. Представитель Минкомсвязи от комментариев отказался, с представителем ФАС в выходные связаться не удалось.

Кардинально ситуацию для кабельных каналов эти поправки не изменят, уверены опрошенные «Ведомостями» эксперты. «Каналов, которые транслируют исключительно отечественный контент, крайне мало», - объясняет президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин. Из известных каналов это «ТВ 1000. Русское кино» (принадлежит шведской Viasat), Comedy TV («Газпром-медиа») и «Дождь».

А вот большинство региональных каналов сейчас часто ставят в эфир иностранный контент, прежде всего старые голливудские боевики и комедии или старые западные сериалы, указывает федеральный чиновник. Теперь им надо будет закупать взамен те же старые сериалы из библиотек российских производителей.