Претендент на «Связной» Олег Малис судится с Максимом Ноготковым

Права собственности на группу «Связной» стали предметом судебного спора. Олег Малис подал иски к основателю группы Максиму Ноготкову, который попытался отменить передачу ее акций
3200 салонов связи - крупнейший актив группы «Связной»/ Е. Разумный/ Ведомости

Еще до «Онэксима» Ноготков надеялся договориться о продаже розничного бизнеса сотовому оператору МТС. Та даже подавала ходатайство в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разрешить покупку группы «Связной» и в октябре 2014 г. получила разрешение. Совершив эту сделку, Ноготков рассчитывал расплатиться по кредиту с «Онэксимом», объяснял «Ведомостям» сам предприниматель (по сведениям источников «Ведомостей», МТС оценивала приобретаемые активы примерно в 30 млрд руб. с долгами). Сделка прошла все корпоративные процедуры в МТС и АФК «Система» (контролирует МТС), рассказывал Ноготков, но застопорилась на финальной стадии - получении одобрения от основного акционера АФК Владимира Евтушенкова, который в конце сентября оказался на три месяца заключен под домашний арест по делу «Башнефти». Ожидая согласования от МТС, Trellas пропустила дату погашения бридж-кредита «Онэксима».

Почти договорились. Максим Ноготков

Основатель группы «Связной». «Ряд сделок, на которые мы рассчитывали, - по Enter, по «Пандоре» - после крымских событий не состоялись. И мы решили, что у нас никакого другого варианта не остается, кроме как продавать акции ритейлера «Связной». И мы вышли с этим предложением ко всем российским сотовым операторам, вступили с ними в переговоры. 15 июля эти переговоры закончились, мы подписали эксклюзивное соглашение с компанией МТС». Интервью «Ведомостям», 17.11.2014

Олег Малис подал иски к Максиму Ноготкову в суды Кипра и Лондона. Об этом сообщило агентство РБК со ссылкой на анонимные источники, затем информацию подтвердили «Ведомостям» три человека, знакомых с обоими бизнесменами.

Основание для исков - попытка Ноготкова воспрепятствовать переходу к Малису контроля над управляющей бизнесом группы компанией Trellas Enterprises Ltd., считает знакомый основателя «Связного». По его версии, Ноготкова не устроило то, что Малис захотел сменить команду менеджеров в розничной сети «Связной». В этом вопросе основателя сети поддержал крупный кредитор «Связного» - Сбербанк, утверждает собеседник «Ведомостей». У Сбербанка в залоге контрольный пакет центральной компании группы «Связной» - «Связной логистика», но бренд «Связного» в руках Trellas, объясняет он. Получить комментарии в Сбербанке вчера вечером не удалось.

Группа Solvers Малиса объявила, что получила контроль над «Связным», в декабре 2014 г. - после того, как «Онэксим» Михаила Прохорова переуступил ей права требования по кредиту на $120 млн, под который был заложен контрольный пакет Trellas и по которому Ноготков допустил дефолт. Месяцем ранее «Онэксим» с другим кредитором «Связного» - НПФ «Благосостояние» - сообщили, что договорились на паритетных основаниях приобрести у Ноготкова 90% группы «Связной» (объединяет сеть салонов связи и онлайн-ритейлера Enter). Предполагалось, что оставшиеся «10-15%» группы «Связной», а также другие активы Trellas - «Связной банк» и ювелирная сеть «Пандора» - останутся у Ноготкова. Но сделка не состоялась из-за того, объяснял «Онэксим», что Ноготков отказался подписывать юридически обязывающие документы.

В итоге «Онэксим» продал права требования по кредиту компании Малиса. Сразу после этого имущество Trellas было заморожено - кипрский суд удовлетворил иск кредиторов к «Связному» и наложил обеспечительные меры, говорил Малис и подтверждал Ноготков, уточняя, что иск подавал еще «Онэксим». «Максим дал передаточное распоряжение об отчуждении акций в пользу нового кредитора, но потом сразу же его отменил», - приводит РБК слова человека, близкого к кредиторам Ноготкова. «Формально акции Trellas уже не Ноготкова, но еще и не Малиса, Ноготков пытается выиграть время», -​​ считает он.

Письмо об отказе от перевода акций Ноготков отправил регистратору почти сразу же после того, как подтвердил перевод, знает человек, близкий к участникам сделки. Но поскольку смена собственности акций происходит на основании дефолта по кредиту, отозвать подпись нельзя - так написано в кредитном соглашении, утверждает он. Подачу иска не только на Кипре, где зарегистрирована Trellas, но и в Лондоне он объясняет тем, что личное поручительство Ноготкова было оформлено с арбитражной оговоркой, предусматривающей подсудность лондонскому суду. Цель истца в обоих случаях - доказать подлинность передаточного распоряжения, говорит собеседник «Ведомостей».

По словам человека, близкого к МТС, Евтушенков предоставил менеджменту оператора самостоятельно принимать решение о сделке, так что его домашний арест не повлиял на ее судьбу. Сделка откладывалась из-за того, что не было понятно, будет ли она экономически оправданна в нынешней ситуации, утверждает собеседник «Ведомостей». Но она не отменена - переговоры с Ноготковым не прекращаются, уточняет он.

Малис, Ноготков и представитель МТС отказались от официальных комментариев.