Каждый четвертый турист в Петербурге прокатился на кораблике

Оборот рынка водных перевозок оценивается в 1 млрд рублей в год
Перевозчикам не хватает причалов/ Е. Егоров/ Ведомости

Около 1,5 млн из 6,2 млн туристов, посетивших Петербург в прошлом году, побывали на экскурсиях по рекам и каналам, рассказала вчера заместитель председателя городского комитета по развитию туризма Нана Гвичия. По ее словам, все больше туристов привлекает возможность увидеть Петербург с воды.

В Петербурге растут скоростные пассажирские перевозки – их пассажиропоток увеличивается примерно на 100 000 человек каждый год, отмечает президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Евгений Зубарев. По его словам, в Петербурге зарегистрировано 31 скоростное судно, включая 25 «метеоров» и два катамарана, которыми владеют пять судоходных компаний. В этом году их услугами может воспользоваться 800 000 человек, надеется Зубарев.

Обводный канал ждет судов

По словам Львова, власти изучают возможность организации водных перевозок по Обводному каналу, на этот год запланированы работы по оценке габаритов судовых ходов. К концу навигации определится, насколько судоходен канал и какие инвестиции нужны, чтобы сделать его судоходным, сказал чиновник. Все судоходные компании, которые занимаются экскурсионной работой, категорически против того, чтобы превращать внутренние реки и каналы в транспортные магистрали, это место для большой хорошей экскурсионной деятельности, говорит Зубарев.

По словам директора СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта» Александры Бахмутской, в этом году расширен проект «Городские причалы», обеспечивающий перевозчикам равный доступ к речным пирсам. По ее словам, в рамках этого проекта в 2014 г. было установлено четыре причала, в этом году – восемь, к 2018 г. их число может быть увеличено до 17. По словам Бахмутской, в 2014 г. с операторами водных перевозок было заключено 12 договоров на причаливание, с начала 2015 г. подписано 19 таких договоров, а число запланированных причаливаний выросло в 10 раз по сравнению с прошлой навигацией. Это даст толчок развитию новых регулярных маршрутов, надеется Бахмутская. Стоимость одного причаливания и стоянки судна продолжительностью не более 15 минут составляет 320 руб., в этом году она не изменилась, говорит Бахмутская.

В этом году работает только одна линия аквабусов – Приморская, ее обслуживает компания МБС, в следующем году количество линий может быть расширено, говорит заместитель председателя комитета по транспорту Алексей Львов. По словам гендиректора МБС Мелика Саркисяна, его компания по-прежнему заинтересована в проекте, хотя его и нельзя назвать прибыльным. В 2011 г. пять линий аквабусов перевезли 454 004 пассажира, оставшаяся к 2014 г. Приморская линия – 97 000. Субсидии перевозчикам из городского бюджета сократились со 130 млн руб. в 2011 г. до 13,9 млн руб. в 2015 г. Но проект будет развиваться дальше, городская администрация готовит документацию для новых конкурсов на организацию линий, говорит Львов. Возможный объем финансирования он не назвал.

Оборот рынка водных перевозок составляет примерно 1 млрд руб., в прошлом году количество перевезенных иностранцев снизилось на 50%, но большая часть их заменилась русскими туристами, говорит один из участников рынка. По его словам, главная проблема рынка в том, что в Петербурге навигация длится очень недолго, а все оставшееся время суда простаивают. Кроме того, в Петербурге по-прежнему мало причалов и городская программа пока не решила эту проблему, сетует он.