Власти взялись за малую авиацию

Поводом послужила трагедия на Истринском водохранилище

Вечером в субботу над Истринским водохранилищем в Подмосковье произошло столкновение гидросамолета Cessna и вертолета Robinson. В результате два воздушных судна затонули. По данным Следственного комитета России (СКР), в катастрофе погибли девять человек. Техническое расследование трагедии проводит Межгосударственный авиационный комитет с участием специалистов Росавиации. Сегодня это ведомство выпустило первые данные по обстоятельствам катастрофы. Согласно сообщению федерального агентства, самолет Cessna не имел необходимого сертификата летной годности, хотя и был зарегистрирован в Государственном реестре гражданских воздушных судов. Сертификат подтверждает техническую исправность самолета, без него машина не имеет права подниматься в воздух. Кроме того, пилот гидроплана, по данным Росавиации, не имел свидетельства пилота гражданской авиации. Без этого документа он не имел права управлять самолетом. «О времени и маршруте своего полета органы управления воздушным движением пилот Ермолин не уведомлял, что является нарушением правил использования воздушного пространств... За все эти умышленные нарушения пилот мог получить наказание по КоАП в виде штрафа максимум в 5000 руб.», - поясняет Росавиация.

Представитель Росавиации напоминает, что агентство ранее выступало за внесение поправок в КоАП, которые бы ужесточили ответственность за полеты без необходимых документов. В конце июня ведомство предлагало увеличить штрафы за умышленное нарушение порядка использования воздушного пространства. Сейчас наказание за это для граждан составляет от 2000 до 5000 руб., для должностных лиц - от 25 000 до 50 000 руб., для юридических лиц - от 250 000 до 500 000 руб. Росавиация предлагала увеличить размер штрафов: для граждан - до 3 млн руб., для должностных лиц - до 7 млн руб., для юридических лиц - до 12 млн руб. «Соответствующие предложения Росавиация подготовит и направит в Минтранс, Государственную думу России, а также в другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти», - говорили в ведомстве.

Регулирование и контроль

О необходимости регулирования работы малой авиации сегодня говорил и официальный представитель СКР Владимир Маркин. По его мнению, в малой авиации необходимо «навести порядок». «Если мы сегодня не упорядочим работу и не ужесточим требования и соответствующее наказание за нарушение этих требований, то, боюсь, нас ждут печальные времена. Потому что, как вы понимаете авиакатастрофы могут приводить к гораздо более тяжким последствиям», - заявил он ТАСС.

По словам Маркина, власти «даже приблизительно» не могут назвать количество судов малой авиации, которые ежедневно взлетают в нашей стране, в частности - из-за действующего уведомительного порядка проведения полетов. «Если даже по нашим уголовным делам о крушениях больших пассажирских лайнеров мы устанавливаем, что ими управляли пилоты с поддельными удостоверениями, можете себе представить, кто эксплуатирует сегодня эти маленькие самолетики или вертолеты, каков уровень подготовки этих пилотов, а кто, например, проверяет их состояние здоровья. А они ведь, по примеру той же Cessna, все чаще используют свои суда в коммерческих целях и, в частности, для таких экстремальных развлечений», - сказал Маркин.

На катастрофу также отреагировал вице-премьер Дмитрий Рогозин. По данным источника ТАСС в коллегии ВПК, вице-премьер дал поручение промышленности проработать и создать на основе технологий "Глонасс" оборудование для системы зависимого наблюдения для малой авиации. Этой техникой должны быть оснащены все легкие вертолеты и легкомоторные самолеты. Поручение было дано по итогам беседы с главой Росавиации Александром Нерадько, который доложил вице-премьеру о деталях расследования авиакатастрофы над Истринским водохранилищем. «Рогозин дал поручение Минтрансу и Минпромторгу совместно с ОАО "Глонасс", госкорпорацией "Ростех" и "Концерном ПВО "Алмаз-Антей" проработать вопрос о разработке и создании на основе технологии "Глонасс" оборудования для системы автоматического зависимого наблюдения в количестве, необходимом для обязательного оснащения самолетов малой авиации и легких вертолетов», - рассказал собеседник ТАСС.

Катастроф стало больше

В качестве основной версии трагедии, которая произошла в субботу, следователи рассматривают ошибку пилотирования. По данным следствия, Cessna оказалась на недопустимо низкой высоте и пересекла курс полета вертолета, который в этот момент как раз взлетал. В результате левый «поплавок» гидроплана зацепил винт вертолета и произошло крушение. По факту авиакатастрофы было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 Уголовного кодекса России (нарушение правил безопасности полетов, повлекшее смерть двух и более лиц), а затем также уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В конце июня Росавиация приводила данные о том, что с начала 2015 г. с воздушными судами авиации общего назначения произошло 13 авиационных происшествий: четыре катастрофы, в которых погибли шесть человек, и девять аварий. В прошлом году за аналогичный период произошло девять авиационных происшествий - семь катастроф и две аварии. «Это статистика только с зарегистрированными воздушными судами», - сообщала Росавиация.