Статья опубликована в № 3904 от 27.08.2015 под заголовком: Экспортная затяжка

Табачные производители наращивают экспорт сигарет на фоне падения российского рынка

Одна из возможных причин – удешевление производства из-за девальвации

Экспорт сигарет из России (без учета поставок в Белоруссию, Казахстан и Армению) в первом полугодии 2015 г. составил 11,2 млрд шт. на $184,8 млн против 9 млрд стоимостью $158,6 млн годом ранее, рассказал «Ведомостям» один из табачных производителей со ссылкой на данные ФТС. Служба пока не обнародовала данные за II квартал, ее комментарии получить не удалось.

Лидером в экспорте стала Imperial Tobacco Group (ITG) – примерно 34% поставок, или 3,8 млрд шт. сигарет, следует из ее данных. 2-е место – у British American Tobacco с 3 млрд шт., 3-е – у «Донского табака» с 1,8 млрд шт. 9 и 7% экспортных поставок обеспечили Philip Morris International (PMI) и Japan Tobacco International (JTI). В ITG данные об экспорте подтвердили. В «Донском табаке» на запрос «Ведомостей» не ответили. В «БАТ Россия» не стали комментировать промежуточные цифры. Представитель PMI не смог прокомментировать ситуацию. Экспорт JTI в первом полугодии 2015 г. составил 2,16 млрд шт. против 1,54 млрд в 2014 г., сказал представитель JTI, в этих данных учитываются поставки в страны ЕАЭС.

Наиболее активно наращивают поставки за рубеж именно ITG и «БАТ Россия», признает менеджер одной из табачных фабрик: первая недавно закрыла производство в Киргизии, а у второй нет фабрик в СНГ, где рынок в отличие от российского растет.

Российский рынок падает и компания пытается оптимизировать бизнес, говорит Андрей Рогов из ООО «Империал тобакко продажа и маркетинг» («дочка» ITG): российские заводы компании послужат базой для поставок табачной продукции не только на российский и белорусский рынки, но и на рынки Казахстана и Средней Азии. Регулирование табачной отрасли во всех этих странах схожее, как и потребительские предпочтения.

«БАТ Россия» поставляет продукцию странам, где у группы BAT нет фабрик, признает директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый.

В прошлом году «БАТ Россия» экспортировала 8,9 млрд сигарет, в 2013 г. – 7,8 млрд. Большая часть экспортных поставок приходится на страны СНГ, в частности Казахстан и Азербайджан, где у компании нет локального производства, говорит Лютый. «Но поскольку российские фабрики оснащены самым современным оборудованием, к нам часто обращаются коллеги с других рынков за продукцией редких и инновационных форматов, которые их фабрики еще не освоили», – утверждает он.

Производители заговорили о перспективах экспорта в июле, когда JTI объявила о закрытии одной из своих крупнейших фабрик – «Лиггетт-Дукат» из-за сокращения табачного рынка. Именно выпуск продукции с расчетом на поставки за рубеж позволит заместить освобождающиеся мощности, указывали табачники.

Но, возможно, для наращивания экспорта есть еще одна причина – удешевление российского производства. Себестоимость производства составляет очень маленькую долю в стоимости пачки, важнее стоимость бренда и акциз, уверяет один из табачных производителей. Акциз при экспорте не платится, а все остальные затраты привязаны к рублю, объясняет главный редактор отраслевого портала «Русский табак» Максим Королев. То, что до осени 2014 г. было выгодно произвести в Германии или Швейцарии, скажем, для третьих стран, вдруг стало выгоднее делать в России и в таком положении – все глобальные игроки, указывает он. Далеко не в каждой стране есть производство, поэтому здесь появляются большие возможности для валютных маневров, рассуждает он.

Система производства сигарет лишена гибкости, за неделю и даже за месяц нельзя перенести производство, например, для Болгарии из Польши в Россию, но за восемь месяцев вполне реально это и решить в штаб-квартире, и воплотить, и увидеть отражение в статистике, продолжает Королев. В эту же сторону работает процесс конвергенции брендов: на избыточных российских мощностях все производители могут делать больше для большего числа рынков, заключает эксперт.