Российские интернет-покупатели переключились на товары для дома и ремонта

Из-за кризиса электроника теряет позиции
Товары для дома и дачи становятся хитом для интернет-покупателей/ Е. Разумный/ Ведомости

С апреля товары для дома, дачи и ремонта впервые обошли по выручке «Яндекс.Маркета» группу товаров потребительской электроники, которая была лидером по этому показателю на протяжении последних лет. Об этом рассказал «Ведомостям» представитель «Яндекс.Маркета». К потребительской электронике «Яндекс.Маркет» относит, например, игровые приставки, телевизоры и плазменные панели, видеоплейеры, фотоаппараты, мобильные телефоны, умные часы и браслеты, портативную акустику, наушники и т. д.

Это связано с изменившимися интересами покупателей. По словам представителя «Яндекс.Маркета», за I квартал число уникальных посетителей в категории товаров для дома и дачи выросло на 37% год к году. А в потребительской электронике количество посетителей, напротив, упало на 1,5%. Выручка «Яндекс.Маркета» большей частью формируется за счет числа переходов пользователей со страницы его поиска на сайт магазина. За I квартал 2016 г. выручка «Яндекса» от электронной коммерции выросла на 55% до 1 млрд руб.

Спрос на потребительскую электронику, как и на компьютеры и бытовую технику, падает с начала 2015 г., напоминает гендиректор «Яндекс.Маркета» Павел Алешин (см. также врез). Интерес покупателей переместился в сторону товаров для дома, ремонта, а также детских товаров, одежды и обуви, отмечает он.

Техничное падение

9% на столько упало количество проданных в России товаров бытовой техники и электроники за I квартал 2016 г., гласят данные GfK. В денежном выражении рост составил 8% при средневзвешенном росте цен на 19%. По данным крупнейшего продавца бытовой техники и электроники «М.видео», за 2015 г. продажи техники и электроники упали на 19,6% до 1,9 трлн руб.

Техника и электроника – самая крупная по доле продаж категория товаров в российской онлайн-торговле. За 2015 г. ее доля составила 16,5%, гласят данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Одежда и обувь – на втором месте, а товары для дома, дачи и ремонта – лишь на третьем. За январь – март 2016 г. эта расстановка не изменилась, говорит представитель АКИТ, хотя доля техники и электроники немного упала, а две другие категории, наоборот, росли. «Сегмент «товары для дома, дачи и ремонта» – самый быстрорастущий в этом году», – сказал представитель АКИТ.

Спрос подстегивается кризисом, говорит первый заместитель гендиректора магазина «220 вольт» Леонид Довладбегян: «Раньше россияне чаще тратили деньги на зарубежные поездки, а теперь они проводят отпуск на даче». Кроме того, продолжает он, если раньше люди могли без опасений откладывать деньги на будущее, то после девальвации они предпочитают «сразу вкладываться во что-то полезное, например в ремонт». В «220 вольт», например, число заказов товаров для дома и дачи в прошлом году выросло на 12% по сравнению с 2014 г., говорит Довладбегян: «В этом году мы ждем еще большего прироста – до 20%».

«Юлмарт» также наращивает ассортимент сезонных товаров «летней и дачной тематики», а также спортивных товаров, говорит его представитель.

Впрочем, товары для дома, дачи и ремонта вряд ли в ближайшее время обгонят по оборотам технику и электронику или одежду, считает Довладбегян из «220 вольт»: «Все же они не относятся к товарам спонтанного и повседневного спроса. Конечно, их доля в онлайн-коммерции будет расти, уводя покупателей из офлайн-магазинов, но вряд ли они в скором времени станут крупнейшей категорией».