Универсам «Фрунзенский» отказался от собственного бизнеса и сдал помещения в аренду

Магазины, построенные в советское время, теряют покупателей
Сетевые ритейлеры эффективнее старых универсамов/ Е. Егоров/ Ведомости

Выручка одного из старейших в Петербурге универсамов – ОАО «Универсам «Фрунзенский» – в 2015 г. упала в 6,7 раза до 60 млн руб., прибыль выросла в 5,2 раза до 4,2 млн руб., следует из годового отчета компании. Падение выручки началось в 2013 г., следует из данных компании. Невозможность конкурировать с сетевыми супер- и гипермаркетами привела к резкому уменьшению количества покупателей и снижению цены средней покупки, несмотря на введение широкой системы скидок – утренней, вечерней, по пенсионным и накопительным картам, говорится в отчете компании за 2014 г. «Фрунзенский» построен в 1970 г. Его основной владелец – гендиректор компании Гайяр Айсин (99,59% акций), еще 0,37% у Кадрии Айсин. Акциями универсама владеют 10 человек.

Значительный отток покупателей вызван открытием в районе локации «Фрунзенского» большого количества сетевых магазинов, в том числе «Пятерочки» и Spar. Компания не могла поддерживать продажи на достаточном уровне, чтобы выплачивать сотрудникам зарплату не ниже, чем в среднем по отрасли, и оплачивать налоги, сказано в отчете.

Собрание акционеров одобрило передачу 3000 кв. м помещений ООО «ТД «Интерторг» под супермаркет Spar на семь лет за 6,6 млн руб. в месяц, следует из материалов компании. Цена близка к верхней границе рыночной ставки для этой локации, оценивает гендиректор Colliers International St-Petersburg Андрей Косарев. Для повышения спроса «Фрунзенский» реконструировал часть помещений с созданием новых торговых зон, в которых располагаются аптека, турфирма, ателье, школа лепки, отделы по продаже книг и канцтоваров, одежды, обуви и др.

Крупнейшие универсамы в Петербурге – ОАО «Северный универсам», ОАО «ТФ «Невский», ЗАО «Универсам «Таллинский», ООО «Универсам «Пулковский», сказано в отчете «Фрунзенского».

Выручка ТФ «Невский» в 2015 г. снизилась на 3% до 769 млн руб., чистая прибыль – 32 000 руб. (убыток за 2014 г. – 846 000 руб.), следует из отчетности. В 2015 г. универсам купил новое оборудование (промышленный блендер и льдогенератор), заменил устаревшие компьютеры, говорится в годовом отчете. Совет директоров рекомендовал совету акционеров не выплачивать дивиденды. Выручка универсама «Пулковский» сократилась на 4% до 567 млн руб., чистая прибыль – на 7% до 2,5 млн руб.

Выручка «Северного универсама» снизилась на 1,5% до 947,7 млн руб., прибыль выросла в 2,5 раза до 31,8 млн руб. Существенного оттока покупателей не было, но в 2016 г. компания ожидает падения выручки и прибыли. «Северный» продает промышленные и продовольственные товары, изделия кулинарии и не планирует изменять свой основной вид деятельности, говорится в отчете за 2015 г.

Для собственников торговой недвижимости отказ от собственной розницы с передачей площадей в аренду федеральным сетям увеличивает доходы в 2–3 раза, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Основным активом розничных бизнесов крупных универсамов времен СССР он называет договоры аренды по торговым площадям в привлекательных локациях в собственности бенефициаров. Величина арендных платежей федеральных и крупных региональных сетей, а также мелких сопутствующих арендаторов минимум в два раза выше за счет существенно большей плотности продаж на единицу площади и более эффективного соотношения между общими и торговыми площадями (большей доли торговых площадей), добавляет он.

Собственники универсамов часто отказываются от собственного бизнеса и превращают свои точки в небольшие торговые центры, подтверждает Косарев. Как правило, такие магазины находятся на проходных магистралях, у них хорошее местоположение, добавляет он. По его словам, аренда в них дешевле, чем в качественных торговых центрах, но и расходы на эксплуатацию существенно меньше. Но из-за подбора арендаторов универсамам сложно привлекать аудиторию, в кризис даже качественные торговые центры с трудом ищут новых сетевых арендаторов, говорит Косарев.