Россияне предпочли зарубежные интернет-магазины отечественным

Несмотря на девальвацию рубля, трансграничные покупки выросли вдвое

Число покупок россиян в зарубежных интернет-магазинах за январь-март 2015 г. выросло почти втрое год к году, свидетельствует исследование Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и «Почты России». За I квартал, по их данным, россияне получили 48 млн посылок из зарубежных интернет-магазинов против 17 млн год назад. Это рост на 182%, подсчитала АКИТ.

В денежном выражении рост скромнее - на 106%, оценивает АКИТ. Всего россияне купили в зарубежных онлайн-магазинах за первые три месяца 2016 г. товаров на 70 млрд руб. Во многом такой бурный рост связан с эффектом низкой базы, когда после девальвации рубля в конце 2014 г. в начале 2015 г. россияне сократили зарубежные онлайн-покупки, отмечает ассоциация.

В основном, за рубежом россияне покупают через интернет технику и электронику (32,3%) и одежду (23,4%), подавляющая доля покупок дешевле 22 евро - таких покупок было 60% в 2015 г. (АКИТ ссылается на данные J’son & Partners).

За январь-март 2016 г. средняя стоимость посылки с товарным вложением еще сократилась на 3% и составила 1400 руб., отмечает АКИТ.

Тем не менее АКИТ видит риски для будущего отрасли в том, что в России сейчас не облагаются пошлинами посылки суммарной стоимостью до 1000 евро и весом до 31 кг за один календарный месяц. Это, считает президент АКИТ Алексей Федоров, «ставит российский онлайн-ритейл в совершенно неконкурентоспособную позицию»: «Рынок трансграничной торговли будет расти, средний и мелкий российский интернет-ритейл – умирать».

Число покупок в российских онлайн-магазинах выросло лишь на 3% за январь-март 2016 г., подсчитала АКИТ.

В 2015 г. рынок онлайн-коммерции в России, по прогнозу АКИТ, вырос лишь на 7%, до 760 млрд руб., хотя в предыдущие годы рос на 20-30% год. В 2016 г. российское объединение интернет-торговцев ждет ускорения роста рынка на 15%, до 850 млрд руб. Трансграничная торговля, по их прогнозу, достигнет 300 млрд руб. (+37%).

«В числе основных драйверов рынка интернет-торговли – рост количества интернет-пользователей, снижение стоимости мобильного интернета, повышение грамотности интернет-пользователей. Ключевыми сдерживающими рост факторами являются неблагоприятная экономическая ситуация и снижение покупательской способности», - говорится в сообщении АКИТ.

В конце апреля 2016 г. Федеральная таможенная служба направила в Минфин очередные предложения снизить нормы беспошлинного ввоза товаров, заказанных в зарубежных интернет-магазинах, сообщал руководитель службы Андрей Бельянинов. Он не назвал конкретных предлагаемых цифр, но сослался на пример Белоруссии, установившей сходный с европейским порог беспошлинного ввоза – 22 евро за посылку.

В 2015 г. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) рассматривала несколько предложений, как снизить беспошлинный порог (например, до 150 евро) и вес (до 10 кг) посылок. Для более дешевых посылок обсуждался фиксированный сбор 25 евро. Рассматривалась и идея взимать с посылок стоимостью от 22 до 150 евро сбор в 10–15 евро и ввести фиксированный платеж в зависимости от стоимости покупки. Но против был Казахстан, где так же, как и в России, действует порог в 1000 евро.

«...Я думаю, что это необходимо: казна от этого только выиграет. С точки зрения цивилизованных норм это абсолютно мировая практика, европейская практика», - рассуждал Бельянинов впоследствии в интервью «Интерфаксу» в начале мая.