«Аэрофлот» разрешил пользоваться гаджетами при взлете и посадке

Чтобы не создавать помехи, использовать телефоны и планшеты без функции «авиарежим» по-прежнему нельзя
"Аэрофлот" разрешил пользоваться гаджетами при взлете и посадке
"Аэрофлот" разрешил пользоваться гаджетами при взлете и посадке / М. Стулов / Ведомости

"Аэрофлот" с 1 июля отменил запрет на пользование мобильными телефонами и планшетами при взлете и посадке - теперь пассажирам достаточно перевести устройство в авиарежим или отключить сотовую связь, после чего можно продолжить работу с электронным устройством, сообщила пресс-служба компании. Таким образом, мобильные телефоны/смартфоны, планшеты, электронные книги и игры, цифровые аудио/видеоплееры и другие электронные устройства с функцией обмена данными GSM, WiFi, Bluetooth можно использовать на борту на всех этапах полета в автономном режиме (авиарежим).

Чтобы не создавать помехи системам управления лайнером, использовать телефоны и планшеты без функции «авиарежим» по-прежнему запрещено.

Запрет отменен по многочисленным просьбам пассажиров и после экспертной оценки, проведенной авиационными специалистами, говорится в релизе. Такие просьбы поступают ежедневно в соцсетях, поясняет представитель «Аэрофлота», на отмену запрета было поручено разрешение Росавиации.

Специалисты по авиационной безопасности считают (не единогласно), что прием и отправка сообщений на частотах сотовой связи (то есть обмен радиоволнами с базовой станцией) могут помешать работе навигационных приборов и устройств связи самолета и исказить их показания, говорит член совета директоров холдинга «Росэлектроника» Андрей Зверев. По его словам, объяснения того, почему обмен радиоволнами мешает работе приборов, он не нашел, хотя и искал. А когда телефон находится в авиационном режиме, он все равно что выключен, поскольку не принимает радиоволн от базовых станций и сам не может отправлять сигналы, объясняет Зверев.

Председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Аппалонова говорит, что аппараты, работающие в диапазоне 900 Мгц, могли создавать помехи для глиссады. Однако, считает она, эти помехи не настолько сильные, чтобы по-настоящему мешать самолету. Возможно, причина в такой мере не техническая, а была установлена после трагедии 11 сентября из соображений безопасности. Решение соответствует современным практикам, принятым в глобальной отрасли - так, Европейское агентство безопасности авиации (EASA) разрешило европейским авиакомпаниям использовать персональные электронные устройства на борту воздушных судов на всех этапах полета, сообщает пресс-служба «Аэрофлота». В Европе требование отключать мобильные телефоны во время полета на самолете было отменено в 2014 г. Исследования, проведенные специалистами EASA, подтвердили, что персональные электронные устройства не представляют угрозу безопасности полета авиалайнера. Между тем, как отмечают в агентстве, каждая авиакомпания вправе самостоятельно оценить, насколько электронные устройства безопасны для всех систем воздушного судна. В США требование отключать приборы было отменено еще в 2013 г.

"Вопрос влияния электронных приборов на работу систем самолета глубоко не исследовался, раз влияние неизвестно, то использование запрещено. Просто появилось много устройств с функцией «авиарежим» (работа при отключенном радиомодуле), поэтому иностранные регуляторы уже несколько лет рекомендуют запрет отменить", - говорит главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.

"Использовать электронные устройства при взлете/посадке Минтранс России запретил российским авиакомпаниям в 2000 г., еще в 2014 г., вскоре после выхода рекомендации EASA об отмене этих запретов, «Аэрофлот» обратился в Минтранс за разрешением тоже отменить их, Минтранс перепоручил этот вопрос Росавиации - с тех пор он обсуждался и сейчас решен положительно", - вспоминает человек, близкий к «Аэрофлоту». Представитель Росавиации пока не предоставил комментарий о том, означает ли это, что все авиакомпании могут отменить запрет.

"S7 не планирует отменять запрет на своих рейсах. Мы считаем, что он актуален с точки зрения безопасности. Прежде всего не потому, что электронные устройства влияют на работу бортовых систем: пассажир при включенном телефоне или планшете скорее всего использует наушники, а при взлете и посадке он должен слушать указания экипажа", - говорит представитель S7 Анна Бажина.

На рейсах «Ютэйр» можно использовать электронные устройства в авиарежиме и без наушников, причем запрет был отменен еще в 2015 г., говорит представитель компании.