Петербургские отельеры столкнулись с небывалым наплывом туристов
Дешевый рубль обеспечил высокую загрузку гостиниц и рост тарифовВсе сегменты гостиничного рынка Петербурга в первом полугодии 2016 г. показали рост средней цены и доходности на номер более чем на 14%, отмечает руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяна Веллер. По ее словам, в июне средняя загрузка отелей во всех сегментах была самой высокой за последние пять лет, а в верхнем и среднем сегментах она достигла 90%. Сезон белых ночей в этом году оказался для отельеров как никогда удачным, говорит Веллер. Средняя загрузка гостиниц Петербурга с января по июнь составила 59%, добавляет она. По данным JLL, среднерыночная доходность на номер (RevPAR) за полугодие увеличилась на 23%, а средняя цена за номер выросла на 18% до 6800 руб. к аналогичному периоду прошлого года. В люксовом сегменте средний тариф в Петербурге даже превысил московский показатель и составил 19 500 руб., подсчитали в JLL. В среднем сегменте цены выросли на 25% до 3300 руб., в верхнем пределе среднего сегмента – на 15% до 5000 руб.
Бешеный рост
В этом году спрос формировали не только деловые мероприятия, но и индивидуальные туристы – как зарубежные, так и российские, отмечает Кристина Кузнецова, генеральный менеджер Domina Prestige St. Petersburg. По ее оценке, в среднем тариф увеличился на 25% по сравнению с прошлым годом.
Это лучший год для гостиничного бизнеса за последние 15 лет, его показатели выросли кратно, даже в сравнении с докризисным периодом, подтверждает владелец группы Swisscenter Group и генеральный менеджер отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. По его словам, в этом сезоне загрузка по рынку на 10–17% выше, чем в прошлом, что для высокого сезона «бешеный рост». Обычно в этот период отели и так заполнены на 85%, а сейчас загрузка достигает 95–97%, это уже перегрев, причем июль показал лучшие результаты по загрузке, чем июнь, говорит Теймурханлы. Средняя стоимость номера, по его оценке, в этом году выросла на 12–14%. Причина – дешевый рубль, но в прошлые годы иностранных туристов останавливал фактор военных действий на Украине, а в этом году благоприятные условия совпали, что привело к буму, рассуждает он. Кроме того, девальвированный рубль останавливает россиян от выезда за рубеж, поэтому к иностранному турпотоку прибавляется российский, добавляет Теймурханлы.
Дешевле Праги
По данным комитета по развитию туризма, за шесть месяцев 2016 г. Петербург посетило 1,26 млн иностранных туристов, это на 2,3% больше, чем годом ранее. В первом квартале иностранный турпоток снизился примерно на 7%, а во втором рост составил примерно 8% (к аналогичным периодам прошлого года), сообщила представитель комитета по развитию туризма. Показатели по внутреннему турпотоку за полгода она не называет. В начале июля председатель комитета Андрей Мушкарев прогнозировал, что в этом году Петербург примет на 15–20% больше туристов, чем в 2015 г. (Тогда город посетило 6,5 млн туристов, в том числе 2,8 млн – иностранных.)
Цены на пике
21300 руб. – на столько вырос по отношению к маю средний тариф в люксовом сегменте в июне 2016 г., когда проходил Петербургский международный экономический форум, по данным JLL. Годом ранее в июне рост к маю был 20 000 руб.
В 2016 г. «Интурист» отправит в Россию около 250 000 иностранных туристов, из которых 90% посетят Москву и Петербург, рассказывал ранее гендиректор туроператора по въездному туризму Intourist Thomas Cook Леонид Мармер. По сравнению с прошлым годом турпоток «Интуриста» увеличится примерно на 15%, на 50% выросло число китайских туристов, говорит он.
«Петербург – это бренд, который еще 3–4 года назад в гостиничной отрасли считался дорогим, на уровне Парижа, а сейчас мы упали ниже Праги», – оценивает Теймурханлы. При условии политического спокойствия и ослабления рубля бум продолжится и в 2017 г., так как уже сейчас спрос на следующий год очень высокий, говорит он. Это подтверждает и Кузнецова. Спрос высокий как на второе полугодие, так и на следующий год, говорит она.
Правда, в случае укрепления рубля существенно выше 70 руб. за евро особого бума в следующем году ожидать не стоит, полагает Теймурханлы. По его словам, при курсе в 80 руб. за евро турист получает отель «5 звезд» в Петербурге по цене парижской «тройки», а дополнительным стимулом служат низкие цены на транспорт, еду и музеи.
Самый скромный рост загрузки (всего на 0,2 п. п. в среднем за полугодие до 64%) показал верхний предел среднего сегмента, небольшим было и увеличение заполняемости в среднем сегменте (на 2,5 п. п. до 55%), оценивает Веллер. По ее мнению, отельеры, работающие в этих сегментах, сделали сознательный выбор, поступившись загрузкой в пользу наращивания тарифов на фоне устойчивого спроса. «Проблема слишком высокой загрузки – рост износа, поэтому мы предпочитаем загрузке рост цены», – согласен Теймурханлы.