Статья опубликована в № 4286 от 23.03.2017 под заголовком: ФАС зашла в Новороссийский порт

НМТП устанавливал монопольно высокие тарифы на перевалку грузов, решила ФАС

Компания не согласна и намерена обжаловать это решение в суде
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Новороссийский морской торговый порт (НМТП, объединяет Приморский торговый порт (ПТП), Новороссийский зерновой терминал, Новороссийский судоремонтный завод, «Новорослесэкспорт», ИПП, Балтийскую стивидорную компанию и СФП) нарушил антимонопольное законодательство, сообщила в среду Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ведомство считает, что стивидор злоупотребил доминирующим положением и установил монопольно высокие цены на перевалку руды, удобрений, контейнеров, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов в Новороссийском порту.

Служба предписала НМТП перечислить в бюджет доход, полученный от монополистической деятельности. Это порядка 10 млрд руб., знает человек, близкий к одной из сторон антимонопольного дела. Комиссия ФАС пришла к выводу, что у компании отсутствовали основания для роста ставок в 2015 г. В результате прибыль, полученная НМТП в 2015 г., увеличилась в 2 раза по сравнению с 2014 г., а рентабельность выросла с 56 до 300%, указывает ФАС. В 2014 г. убыток компании составил 19,8 млрд руб., в 2015 г. – 5,1 млрд руб.

Дело нефтяников

ФАС трижды штрафовала крупнейшие нефтяные компании, в том числе «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и ТНК-ВР, за завышение цен на нефтепродукты. В 2008–2009 гг. суммарно им было начислено 26 млрд руб. штрафов, но благодаря мировым соглашениям выплаты были снижены до 15 млрд руб.

Дело в отношении компании было возбуждено 17 июня 2016 г. после проведения мониторинга цен на услуги по погрузке и выгрузке грузов в морских портах России. Результаты исследования показали, что в подавляющем большинстве случаев тарифы на услуги устанавливаются стивидорами в иностранной валюте и с момента принятия Федеральной службой по тарифам решений об отмене ценового регулирования в 2013–2014 гг. в среднем рублевые цены на услуги стивидоров в российских портах выросли в 2,5 раза, говорится в сообщении ФАС. Служба напоминает, что получила жалобы от «Роснефти» и «Русснефти» относительно роста тарифа. В ноябре ФАС выдала ПТП предписание перевести тарифы на услуги по перевалке нефти в рубли.

НМТП не согласен с решением ФАС и намерен его обжаловать в судебном порядке, сказал представитель порта: «Выводы антимонопольного ведомства по прибыли и рентабельности не соответствуют действительности и официальной отчетности НМТП, что свидетельствует, на наш взгляд, о поверхностном подходе антимонопольного органа к оценке финансовой деятельности компании».

НМТП

Стивидор
Акционеры: совместное предприятие группы «Сумма» и «Транснефти» (50,1%), Росимущество (20%), структуры РЖД (5,3%) и ЗАО «Транснефть-сервис» (10,5%).
Капитализация – 116,9 млрд руб.
Выручка (МСФО, за 9 месяцев 2016 г.) – $649,3 млн,
Прибыль – $488,5 млн.

На рынке портовых услуг есть достаточный профицит перевалочных мощностей, что дает клиентам возможность выбирать маршруты отгрузки товаров, продолжает он. «Наши тарифы находятся на одном уровне с тарифами на аналогичные услуги других операторов морских терминалов, действующих в Азово-Черноморском и иных бассейнах», – заключает представитель стивидора. НМТП мог бы избежать штрафа, если бы перевел тарифы в рубли. Практика нормирования стоимости услуг НМТП в долларах США была установлена приказами ФСТ России в период с 1998 по 2013 г. и ни разу не было случая корректировки регулирующим органом предельно допустимого размера тарифа из-за изменения курса доллара США, напоминает представитель НМТП.

По данным отчетности за девять месяцев 2016 г., денежные средства на балансе НМТП составляли $383 млн, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. 10 млрд руб. – это почти 30% от прогнозной EBITDA стивидора за 2017 г., посчитал он. «Такие расходы не заложены ни в инвестиционных планах компании, ни в ее графике обслуживания долга», – продолжает он. «Штраф приведет к росту долговой нагрузки до 2 против 1,6 за девять месяцев 2016 г.», – указывает Юминов. Впрочем, он считает, что ФАС и НМТП удастся прийти к соглашению и штраф будет снижен, как это было с делами по завышенным ценам на топливо (см. врез).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more