Авиакомпания «ВИМ-авиа» вторую неделю подряд отменяет рейсы

Пострадало 5000 российских туристов
Массовая задержка и отмена рейсов «ВИМ-авиа» случились из-за позднего возврата трех бортов с планового техобслуживания, совпавшего с началом отпусков / Алексей Павлишак/ ТАСС

Одна из крупнейших чартерных авиакомпаний – «ВИМ-авиа» объявила об отмене 38 рейсов с 6 по 15 июня 2017 г. Это коснулось перелетов по России, а также в Болгарию и Турцию. Неделю назад, вечером 1 июня, авиакомпания уже сообщала о сокращении на 13% чартерных рейсов, запланированных со 2 по 15 июня. Их точное число перевозчик не раскрывает. Сколько перелетов было отменено 2–6 июня, представитель «ВИМ-авиа» уточнить не смог: «По рейсам в цифрах информации нет – коррекция расписания продолжается».

Авиакомпания пошла на этот шаг, чтобы «минимизировать веерные задержки рейсов», сказано на сайте «ВИМ-авиа». Изначально задержку и отмену перелетов спровоцировали два фактора, пояснил представитель перевозчика: поздний возврат с планового технического обслуживания трех воздушных судов в конце мая (их ожидали на 10 дней раньше) и начало отпусков (см. врез). «ВИМ-авиа», по его словам, не смогла зафрахтовать под перевозку суда других авиакомпаний из-за дефицита свободных самолетов в пик сезона. К каким авиакомпаниям обращалась «ВИМ-авиа», представитель последней не уточнил.

В качестве альтернативных перевозчиков используются борта «Газпром авиа», «Саратовских авиалиний», «Ямала», Nord Star, RoyalFlight, Azur Air, говорится на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР). По ее данным, полетные программы на базе «ВИМ-авиа» есть у многих крупнейших туроператоров, среди них – Anex Tour, «TUI Россия» и Tez Tour.

Турция наша

По данным аэропорта Антальи, за январь – май 2017 г. курорты Кемер, Анталья, Аланья, Белек и Сиде посетило 691 484 россиянина, что составляет 36% всего турпотока. На Анталийское побережье приходится 90% всех бронирований по Турции, указывает сооснователь Onlinetours Константин Победкин. Таким образом, по числу отдыхающих на турецких курортах Россия стала лидером, обогнав немецких туристов (20% турпотока), согласно статистике. Ранее АТОР прогнозировала, что Турцию в 2017 г. посетит около 2,5 млн российских туристов.

Так, «ВИМ-авиа» задержала около 10 чартерных рейсов, заказанных туроператором Mouzendis Travel в Грецию и на Кипр, рассказал «Ведомостям» его гендиректор Александр Цандекиди, еще несколько рейсов туда же были полностью отменены и их в итоге выполнили авиакомпании Ellinair и Nord Star. В общей сложности, по подсчетам Цандекиди, история коснулась примерно 1200 клиентов туроператора; сейчас все они перевезены. «ВИМ-авиа» согласовала стоимость каждого замененного рейса и обязалась возместить все дополнительные затраты, понесенные туроператором, говорит Цандекиди: один такой рейс обходится в 40 000–100 000 евро.

До 15 июня практически все клиенты «TUI Россия» пересажены с отмененных рейсов «ВИМ-авиа», замечает представитель этого туроператора. Проблема, по его словам, остается только с вылетами из Санкт-Петербурга, в этом случае туристы могут аннулировать билет, вернуть его или перебронировать на другое направление.

Авиакомпания Azur Air также перевозила пассажиров с отмененных рейсов «ВИМ-авиа» – 1250 туристов с 4 по 6 июня, она продолжит эту программу до 10 июня по просьбе Anex Tour, рассказал представитель авиакомпании. Это дополнительная нагрузка для авиаперевозчика в условиях высокого сезона, замечает он. Часть отмененных рейсов «ВИМ-авиа» взяла на себя авиакомпания «Ямал», добавил ее гендиректор Андрей Дубров.

За первую неделю, как «ВИМ-авиа» начала отменять рейсы, было пересажено на борты других авиакомпаний около 5000 туристов и их число продолжает расти, замечает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Ситуация полностью нормализуется к концу недели, уверяет представитель «ВИМ-авиа»: большинство рейсов – без учета переносов по метеоусловиям – перевозчик выполняет по расписанию, к тому же в ближайшее время авиакомпания получит еще несколько воздушных судов.

Если туроператоры не найдут полноценную альтернативу «ВИМ-авиа», им придется отказаться от части уже оплаченных туров и возвращать деньги туристам, а это уже прямые потери, обеспокоен человек, знакомый с проблемами пострадавших туркомпаний. Кроме того, по его словам, туроператорам придется сокращать дальнейшие полетные программы, а это тоже убыток.