Акции «Камаза» вернулись с Кипра

Владельцы второго по величине владельца «Камаза» – компании «Автоинвест» могут потерять часть дивидендов после перерегистрации компании в России
Из-за перехода в российскую юрисдикцию бенефициарам 23,5%-ного пакета «Камаза» придется платить налог на получаемые от «Камаза» дивиденды, классифицируемые как прибыль/ Andrey Rudakov / Bloomberg

Акции «Камаза», принадлежавшие кипрской Avtoinvest Limited (23,54%), получило российское ООО «Автоинвест», сообщил «Камаз» 18 августа. По данным «СПАРК-Интерфакса», 50%-ная доля в ООО «Автоинвест» у «Пирсон холдинг лимитед» из Белиза (контролируется президентом «Ви холдинга» Виталием Мащицким, рассказывали источники «Ведомостей»), 30% – у гендиректора «Камаза» Сергея Когогина, остальные 20% – у компании «Ноэлия холдингс» с Британских Виргинских островов (контролируется президентом инвестбутика «Варданян, Бройтман и партнеры» Рубеном Варданяном, по данным источников). То есть Мащицкий контролирует 11,77% «Камаза», Варданян – 4,7%, Когогин – чуть более 7%.

Бенефициары пакета акций остались прежними, подтвердили «Ведомостям» Мащицкий и Варданян через представителей. Связаться с Когогиным не удалось.

О том, что часть акционеров «Камаза» планируют сменить юрисдикцию на Россию, Когогин говорил еще в 2014 г. В 2015 г. для этого, как рассказывали источники «Ведомостей», в Москве было зарегистрировано ООО «Автоинвест». Предполагалось, что акции «Камаза» перейдут от Avtoinvest Limited к «Автоинвесту» до конца 2016 г. Но потребовалось много времени на согласование с Daimler (у него 15% акций «Камаза»), поясняет один из источников «Ведомостей».

Прежде планировалось, что этот пакет выкупит Daimler, но сделка так и не состоялась. В 2014 г. гендиректор «Ростеха» (госкорпорации принадлежит 49,9% «Камаза») Сергей Чемезов допустил, что эти акции могли бы выкупить «Ростех», ВЭБ или РФПИ. Представитель «Камаза» не сказал, ведутся ли сейчас переговоры о продаже пакета. Мащицкий и Варданян отвечать на этот вопрос не стали.

Из-за перехода в российскую юрисдикцию бенефициарам 23,5%-ного пакета «Камаза» (т. е. формально «Автоинвесту») придется платить налог на получаемые от «Камаза» дивиденды, классифицируемые как прибыль, – в нашей стране его ставка составляет 20%, на Кипре она нулевая, напоминает партнер King & Spalding Илья Рачков. За 2016 г. «Камаз» направил на дивиденды 297 млн руб. К тому же «Автоинвест» будет удерживать 30% при перечислении своей прибыли в адрес «Пирсон холдинг лимитед» и «Ноэлия холдингс», поскольку они находятся в странах, с которыми Россия не имеет соглашений об избежании двойного налогообложения, добавляет Рачков. Возможно, дивиденды будут концентрироваться на уровне «Автоинвеста», например, для последующей оплаты услуг, размышляет он.

В подготовке статьи участвовал Виталий Петлевой