Московское метро попытается само продать рекламу

Контракты с подрядчиками всякий раз заканчивались неудачей
Для метрополитена заработать на рекламе – принципиальная позиция, говорит гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин, но доходов, какие приносили подрядчики, уже не будет/ Евгений Разумный / Ведомости

ГУП «Московский метрополитен» сообщило, что решило продавать рекламу самостоятельно – но количество рекламных мест метрополитен сократит на 70% по сравнению с теми, что ГУП отдавало рекламным подрядчикам, говорит представитель Московского метрополитена: в частности, в Московском метрополитене больше не будет аудиорекламы на эскалаторах, не будет и рекламных щитов на стенах исторических станций и на эскалаторных наклонах.

Останется реклама только в поездах и на лайтбоксах в межстанционных переходах. Метрополитен рассматривает и дополнительные рекламные носители, но не говорит, что это за носители.

Московский метрополитен уже дважды пытался зарабатывать на рекламе – с помощью подрядчиков. В 2011 г. аффилированная с холдингом «Гема» Александра Геллера компания «Авто селл» выиграла тендер и пообещала заплатить 14 млрд руб. за пять лет, или в пять раз больше, чем до этого метрополитен получал от продажи рекламы. Но к 2014 г. компания стала задерживать платежи, и летом 2015 г. контракт с ней был разорван.

В августе 2016 г. победителем стала «Трейд компани», также аффилированная с «Гемой», с ней ГУП и заключило контракт. Компания пообещала заплатить столичной подземке 22,6 млрд руб. за 10 лет. Но и с ней метрополитен расторг контракт: чтобы защититься от задержки платежей, ГУП увеличило размер банковской гарантии, и новый подрядчик сорвал сроки ее предоставления. Срок предоставления гарантии истек 1 декабря 2017 г., а по договору компания должна была предоставить ее за 60 дней до этой даты, говорил «Ведомостям» представитель Московского метрополитена.

«Трейд компани» в суде удалось добиться признания незаконным расторжение ГУПом контракта в одностороннем порядке. Метрополитен пообещал оспорить это решение.

Но совсем самостоятельно продавать рекламу у метро не получится и сейчас: летом метрополитен провел конкурс на партнерство для совместного размещения рекламы и использования информационных ресурсов. На конкурс подала заявку единственное ООО «Профцентр «Специалист», торги признаны несостоявшимися и организатор обещал заключить договор с единственным участником торгов, написал РБК.

По данным «СПАРК-Интерфакса», «Специалист» зарегистрирован в 2015 г., его гендиректор и единственный владелец – Максим Данилов. Договор, согласно конкурсной документации, заключается на пять лет. Доходы от размещения рекламы компании будут делить: 25% получит оператор, 75% - метрополитен.

Рекламу метрополитен будет продавать все же самостоятельно, настаивает представитель метрополитена. «Специалист» выступит просто техническим партнером, говорит он.

Для метрополитена заработать на рекламе – принципиальная позиция, говорит гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин, но доходов, какие приносили подрядчики, уже не будет. Березкин не исключает, что через некоторое время, после того как метрополитен начнет продажи, он может пересмотреть заявленные сейчас условия, в том числе вернуть рекламу на станции и в эскалаторные уклоны.