Статья опубликована в № 4695 от 14.11.2018 под заголовком: Boeing мог рухнуть сам

Причиной крушения Boeing 737 в Индонезии могла стать автоматика

Новейшая система управления самолетом направила судно вниз, что стало неожиданностью для пилотов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Boeing не сообщил авиакомпаниям о новой особенности системы управления в новейших самолетах Boeing 737 MAX 8 и 9, которая, как считается, могла привести к крушению самолета индонезийской Lion Air 29 октября. Об этом пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на участников расследования, пилотов и чиновников Федеральной авиационной администрации США.

Автоматическая система предотвращения сваливания в штопор на самолетах Boeing 737 MAX 8 и 9 включается сама, если самолет в режиме ручного управления слишком резко набирает высоту, что чревато потерей подъемной силы и скорости. При включении система сама направляет нос лайнера вниз. Так самолет под действием силы тяжести вновь набирает скорость, объясняет в своем блоге пилот Boeing 737 Денис Окань. При включившейся автоматике вручную изменить траекторию полета пилоту не так-то просто – усилие на штурвале серьезно увеличивается. А чтобы отключить систему и перевести самолет вновь в ручное управление, нужно быстро понять, что возникли проблемы, и отключить автоматику специальной кнопкой на штурвале. Теоретически в этом нет ничего сложного, но в условиях стресса пилоты могут это упустить, резюмирует Окань.

Такой автоматической системы нет в предыдущем поколении 737 – Boeing 737 NG 800, говорится в письме производителя авиакомпаниям.

О том, что эта система может привести к нырку, неожиданно опустив нос самолета, когда автопилот выключен и экипаж не ожидает вмешательства в управление, Boeing сообщил авиакомпаниям только на прошлой неделе, пишет WSJ. Это стало откровением для многих пилотов, которые летают на этом новейшем лайнере в США, утверждает издание.

Boeing 737 МАХ – четвертое поколение самого распространенного магистрального лайнера в мире, Boeing 737. Его поставки авиакомпаниям начались в 2017 г., на начало ноября в мире эксплуатировалось 246 таких самолетов, в том числе 2 из 11 заказанных Boeing 737 MAX 8 уже получила российская S7. Контракты на этот лайнер подписали также Utair и лоукостер «Победа», поставки должны начаться в 2019 г.

Предварительного уведомления о наличии на МАХ автоматической системы от производителя действительно не было. Это серьезное упущение Boeing, говорит топ-менеджер российской авиакомпании. С ним согласен пилот крупной российской авиакомпании. Вероятно, Boeing не хотел серьезно менять систему подготовки пилотов для МАХ, чтобы снизить затраты авиакомпаний на переобучение с NG на МАХ. Ведь стоимость подготовки пилотов – один из критериев для авиакомпаний при выборе самолета, объясняет пилот. Boeing, предлагая модель рынку, заявлял, что пилотам МАХ не потребуется дополнительная подготовка на тренажерах, пишет WSJ.

Самолет Lion Air через 13 минут после вылета из Джакарты упал в море, все 189 человек на борту считаются погибшими. На судне неправильно работал датчик угла атаки, что спровоцировало включение автоматической системы предотвращения сваливания, заявляли на прошлой неделе индонезийские чиновники.

Пилоты, зная об особенностях работы автоматической системы и о том, что датчик угла атаки может выдавать некорректные данные, достаточно легко должны справиться с подобной ситуацией, говорит другой российский пилот, летающий на Boeing 737 NG. Но все случилось неожиданно, а командир воздушного судна Lion Air был относительно неопытен и не успел сориентироваться, считает он. К тому же при подготовке иностранных пилотов особый акцент делается на доверии к автоматике, говорит еще один пилот крупной авиакомпании.

«Utair будет вводить только те модели самолетов, которые соответствуют наивысшим критериям безопасности», – передал через представителя президент «Utair – пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. «У нас нет твердых заказов на МАХ», – говорит представитель «Победы». «Если система работает некорректно, пилоты должны остановить этот процесс, – сказал представитель S7. – В программу подготовки пилотов S7 включены все необходимые упражнения для отработки действий в случае самопроизвольного движения стабилизатора». Детали подготовки пилотов собеседник не уточнил.

Вряд ли эта ситуация приведет к отмене заказов на МАХ, Boeing исправит недостатки, уверен топ-менеджер российской авиакомпании.

Представитель Boeing сказал только, что корпорация тесно сотрудничает с командой, расследующей причины катастрофы. Компания полностью уверена в безопасности эксплуатации МАХ, добавил он.

В Индонезии упал в море пассажирский Boeing 737

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more