Топ-менеджеры «Аэрофлота» не получат бонусы из-за катастрофы «Суперджета»

Речь может идти о выплатах на сотни миллионов рублей
Виталий Савельев и его подчиненные рублем ответят за сгоревший при посадке в «Шереметьево» SSJ100/ Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

«В KPI топ-менеджмента «Аэрофлота» предусмотрено, что в случае катастрофы мы лишаемся премий», – заявил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на собрании акционеров авиакомпании 25 июня. То есть со II квартала и до конца года менеджеры не получат премий, добавил он.

Самолет SSJ100 «Аэрофлота» 5 мая вылетел из «Шереметьево» в Мурманск. Из-за удара молнии у него отказала автоматика, экипаж решил возвращаться. Посадка оказалась жесткой, самолет дважды подпрыгнул на взлетно-посадочной полосе. Во время второго касания подломились стойки шасси, во время третьего обломки пробили топливные баки в крыльях. Топливо разлилось, самолет вспыхнул как факел. В пожаре погиб 41 человек из 78 на борту.

Никаких подробностей – кто именно лишится бонусов и на какую сумму – Савельев на привел, представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался. Как следует из данных «Аэрофлота», премии членов правления авиакомпании – самого Савельева и 10 его заместителей – в 2018 г. составили 413,2 млн руб., в 2017 г. – 281,4 млн. Премии в «Аэрофлоте» выплачиваются ежеквартально, есть также годовая премия, на каждую квартальную может приходиться порядка 15–20% общего переменного вознаграждения за весь год, знает сотрудник «Аэрофлота». Из слов Савельева следует, что премии за I квартал топ-менеджеры получили.

«Безопасность является важнейшим элементом авиабизнеса и одним из ключевых показателей успешности для авиакомпании, – говорит руководитель московского офиса Bain & Company Юрий Спекторов. – Единой мировой практики таких KPI нет, каждая авиакомпания прописывает их по-своему». Могут в том числе учитываться такие факторы, как количество опасных инцидентов, случаи порчи или полной потери воздушных судов, травмы или случаи смерти пассажиров, указывает эксперт.

«Зависимость премий и бонусов топ-менеджеров от безопасности полетов и фиксирование этого в KPI – это бенчмарк для мировой авиации, прежде всего для крупных авиакомпаний», – подтверждает топ-менеджер российской авиакомпании из топ-5. Но обычно KPI по безопасности полетов занимают разную долю в бонусах менеджеров в зависимости от подразделений, продолжает он, например, операционный блок – летный и технический директор – в случае катастрофы теряют 80% бонуса, коммерческий блок – 20%.

В небольших авиакомпаниях бонусы и премии часто зависят от решения руководителя или акционера, их возможность в случае выполнения определенных KPI не зафиксирована, добавляет собеседник «Ведомостей». У нас в вознаграждении топ-менеджеров почти нет переменной части, но по отдельному решению и в случае успешной коммерческой деятельности возможны бонусы, говорит топ-менеджер авиакомпании из второй десятки по пассажиропотоку.

Представители S7, «Уральских авиалиний» и Utair на запросы «Ведомостей» не ответили.

KPI «Аэрофлота» распространяются не только на правление, но и на руководителей среднего звена, всего примерно на 70 человек, говорит сотрудник «Аэрофлота». Как катастрофа SSJ100 повлияет на бонусы этих управленцев, он не уточняет.

Сразу после катастрофы «Аэрофлот» заявил, что выплатит семьям всех погибших по 5 млн руб., а также по 2 млн выжившим и госпитализированным пассажирам, по 1 млн – тем, кто обошелся без госпитализации. Компания уже выплатила 229 млн руб., при этом родственники двух погибших выплаты получили лишь частично, это связано с установлением и поиском всех родственников, которым причитаются выплаты, рассказал Савельев на собрании акционеров.

14 июня Межгосударственный авиационный комитет опубликовал предварительный отчет по крушению SSJ100. Не называя пилотов виновниками случившегося, эксперты комитета указали на несколько ошибок при управлении самолетом, в том числе при заходе на посадку. При этом в отчете не анализируются возможные отказы самолета. Собеседники в «Аэрофлоте» говорили «Ведомостям», что к трагическому исходу привели как минимум два отказа техники: от удара молнии не должна отказывать автоматика и по сертификационным требованиям разрушение стоек не должно приводить к утечкам топлива и пожару.