WSJ: Саудовская Аравия может восстановить треть потерянной добычи в понедельник

Сланцевые добытчики в США не смогут быстро прийти на помощь
REUTERS

«Мы должны быть в состоянии вернуть 2 млн баррелей в день <…> к завтрашнему дню», то есть к понедельнику, сказал накануне The Wall Street Journal человек, знакомый с ходом восстановительных работ на саудовских нефтяных объектах, подвергшихся атаке в ночь на субботу. Как сообщалось, 10 беспилотных летательных аппаратов нанесли удары по нефтяному месторождению Хураис и предприятию первичной очистки нефти на месторождении Абкаик. Однако теперь в государственной нефтяной компании Saudi Aramco считают, что для атаки использовались ракеты, пишет WSJ со ссылкой на людей, знакомых с ситуацией. По оценке правительства США, урон нанесен 15 объектам на Абкаике.

Начавшийся после бомбардировки пожар удалось быстро потушить. Однако ущерб может оказаться более серьезным, сказал WSJ саудовский чиновник: «Он, безусловно, тяжелее, чем мы ожидали в первые часы после атаки, но мы делаем все, чтобы рынок не испытал нехватки [нефти], пока мы не восстановим [добычу] в полном объеме».

Saudi Aramco объявила о сокращении добычи нефти вдвое – на 5,7 млн баррелей в день; это, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), около 5,7% мирового производства. Чтобы полностью восстановить добычу, понадобятся недели, сообщает WSJ со ссылкой на людей, знакомых с оценкой ущерба. Пока же, чтобы обеспечить поставки в краткосрочной перспективе, чиновники Саудовской Аравии обсуждали возможность использовать собственные запасы нефти. Правда, эти запасы находятся на самом низком уровне за 10 лет, отмечает Магнус Нисвен, начальник аналитического отдела Rystad Energy, «поэтому сейчас у страны нет такой же устойчивости к перебоям в поставках [нефти] с Ближнего Востока, как раньше».

МЭА, которое координирует энергетическую политику стран ОЭСР, в выходные заявила, что находится в контакте с властями Саудовской Аравии, основных производителей и потребителей нефти. «Пока что рынки хорошо обеспечены, коммерческих запасов нефти вполне достаточно», – заявило агентство. В июле, согласно последнему докладу МЭА, эти запасы выросли до 2,93 млрд баррелей, что на 20 млн баррелей превышает среднее значение за последние пять лет.

Кроме того, у стран ОЭСР есть стратегические резервы – МЭА рекомендует им хранить количество нефти, равное 90 дням нетто-импорта. Президент Дональд Трамп уже разрешил выделить нефть из стратегического резерва США (в нем более 600 млн баррелей), если возникнет потребность стабилизировать ситуацию на рынке.

«Избыток предложения огромный», – уверен Кристиан Малек, начальник отдела анализа нефтегазовых рынков в Европе, на Ближнем Востоке и Африке банка JPMorgan Chase. Чтобы объем мирового предложения вернулся к среднему уровню за последние 40 лет, нужно, чтобы рынок недополучал по 5 млн баррелей в день в течение пяти месяцев, приводит его мнение Reuters. «Вместе с тем удары [по Саудовской Аравии] добавляют к ценам новую, необратимую премию за риск», – добавляет он.

В ближайшей перспективе эффект от проблем с поставками нефти из Саудовской Аравии могут почувствовать азиатские страны: Китай, Япония, Индия, Южная Корея и Тайвань потребляют в сутки около 4 млн баррелей саудовской нефти.

Скачок цен на нефть, которые к середине понедельника выросли примерно на 10%, может стать стимулом для сланцевых добытчиков США увеличить производство. Однако быстро восполнить возможную нехватку нефти на мировом рынке им не удастся. Хотя экспорт сырой нефти из США находится на рекордном уровне (3,1 млн баррелей в день в июне), у Saudi Aramco он гораздо больше (7,1 млн баррелей, по данным за 2018 г.). В Пермском бассейне (Западный Техас и Нью-Мексико), главном регионе сланцевой добычи, производится около 4,4 млн баррелей в день, по данным Управления энергетической информации США.

Кроме того, американские компании, занимающиеся добычей на сланцевых месторождениях, в последнее время находятся под сильным давлением акционеров, требующих повысить рентабельность. Некоторые компании заявляли (еще до атак на саудовские объекты), что не будут наращивать добычу, даже если цены на нефть вырастут. Число действующих буровых установок, по последним данным Baker Hughes, сейчас на 16% меньше, чем год назад.