Частная медицина просит правительство внести ее в число пострадавших от коронавируса

Иначе она не может пользоваться мерами поддержки
Андрей Гордеев / Ведомости

Представители частной медицины и общественной организации «Опора России» просят правительство внести здравоохранение в список отраслей, наиболее пострадавших от COVID-19.

Два письма были направлены премьер-министру России Михаилу Мишустину 3 и 4 апреля. Первое подписали представители крупных частных клиник «Медси», «Медицина», «Доктор рядом», «Семейный доктор», а также «Опоры России» и 31 представитель других негосударственных медучреждений и профильных ассоциаций (среди них, в частности, Национальная ассоциация негосударственных медицинских организаций, Ассоциация стоматологических организаций и медицинских работников, Союз медицинских организаций «Медсоюз»). Второе отправлено за подписью президента «Опоры России» Александра Калинина.

«Ведомости» ознакомились с копиями писем. Их подлинность подтвердил представитель «Опоры России». Достоверность первого из них также подтвердили руководитель сети частных клиник «Доктор рядом» Владимир Гурдус, представители Европейского медицинского центра, «Медси» и др. «Ведомости» направили запрос в аппарат Мишустина.

Перечень отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, был определен правительством 30 марта. В него входят авиа- и автоперевозки, деятельность по организации досуга и развлечений, туристические услуги и гостиничный бизнес, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, организации дополнительного образования и негосударственные образовательные учреждения, бытовые услуги (ремонт, стирка, услуги салонов красоты и др.), организация конференций и выставок. В зависимости от того, включены они в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства или нет, такой бизнес может рассчитывать на перенос на полгода или три месяца уплаты всех налогов, кроме НДС и НДФЛ. Микропредприятиям также разрешается отсрочить на шесть месяцев уплату страховых взносов.

Частные медучреждения не имеют права на подобную поддержку, несмотря на аналогичные или более существенные проблемы, говорится в письме Калинина. Из-за строгого режима самоизоляции и запрета на оказание плановой медпомощи в некоторых регионах выручка упала на 80% по сравнению со временем до введения ограничений, а в стоматологии и реабилитации – на 90%. При этом на зарплату сотрудникам обычно тратится около 60–65% от месячной прибыли частных медучреждений. Их убытки по фонду оплаты труда могут составить до 15 млрд руб. в месяц, предупреждает Мишустина Калинин.

Частные клиники, чтобы выполнить указ президента и постановления Роспотребнадзора по борьбе с коронавирусом COVID-19, купили дополнительное оснащение и средства индивидуальной защиты, а цена на них выросла в десятки раз, говорится в подписанном ассоциациями и частными клиниками письме. При этом за оборудование, медизделия, расходные материалы, аренду помещений и др. частные медучреждения платят сами, без бюджетного финансирования. 

Выручка из-за связанных с COVID-19 ограничений упала, признают все опрошенные «Ведомостями» участники рынка. По словам заместителя гендиректора сети стоматологических клиник «Президент» Олега Зинова, из-за запрета оказания стоматологических услуг, за исключением экстренной помощи, количество пациентов в клиниках сократилось на 90–100%. Загрузка клиник «Медси» снизилась за последние две недели на 50%, говорит их представитель. В диагностических отделениях Медицинского института им. Сергея Березина после недели самоизоляции поток пациентов снизился на 70–75%, сообщил председатель правления клиники Аркадий Столпнер. У частных клиник будут однозначные проблемы с выплатой майских зарплат, считает он.

По словам Зинова, у негосударственных медучреждений нет денег, чтобы покрывать расходы на аренду и зарплаты. Брать кредиты у банков тоже не вариант: ставка слишком высока – 16–18% годовых, а послабления невозможны, так как частная медицина не включена в список пострадавших от коронавируса отраслей, резюмирует Зинов.

Приостановка планового лечения даже на 2–4 недели может навредить здоровью пациента и грозит миллионными исками к клиникам, предупреждает Зинов. Любые ограничения в получении медицинской помощи – риск, что человек скорее заразится инфекцией и будет переносить ее в более тяжелой форме, подтверждает Гурдус.

Верно определить состояние пациента как требующее неотложной помощи может только врач на приеме, говорит представитель «Медси». Но если надзорные органы в ходе проверки признают прием не экстренным, на клинику может быть наложен существенный штраф, жалуется он.

Режим самоизоляции действует для москвичей и жителей других регионов России с 30 марта по 30 апреля. 4 марта мэр Москвы Сергей Собянин внес в указ поправки, регулирующие в том числе деятельность медучреждений. Ограничения на работу во время самоизоляции теперь не касаются организаций, имеющих лицензии на оказание медицинских услуг.

Из-за нововведений указ можно читать так, что экстренную помощь, как и до этого, клиники могут оказывать «на местах», а вот запрещенную до этого плановую – при выезде на дом к пациенту, указывает руководитель практики здравоохранения «Пепеляев групп» Александр Панов. Чтобы не возникало разночтений, должен появиться отдельный акт Департамента здравоохранения Москвы, который регулировал бы этот вопрос, считает эксперт.

Нынешний кризис в большей мере связан с состоянием здоровья людей, чем с социально-экономическими факторами, говорит Гурдус: ослаблять ресурсы системы здравоохранения сейчас – все равно что на фронте не подвозить снаряды своим же бойцам.

Если правительство не включит здравоохранение в перечень, большинство частных медучреждений просто закроются, предупреждают Калинин, Гурдус и Столпнер.

«Ведомости» отправили запросы представителям Минздрава, Росздравнадзора, Федерального медико-биологического агентства и вице-премьера Татьяны Голиковой.