«Аэрофлот» в пятницу утвердит нового гендиректора

Правительство предложило на эту должность Михаила Полубояринова
Перед Михаилом Полубояриновым ставится задача продолжать развитие «Аэрофлота» в рамках, установленных утвержденной стратегией перевозчика, говорят эксперты /Александр Рюмин / ТАСС

Совет директоров «Аэрофлота» на заочном заседании 20 ноября планирует избрать гендиректора авиакомпании. Правительство предложило назначить на эту должность главу Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Михаила Полубояринова, сообщили в пресс-службе кабмина.

Государство владеет 57,34% акций компании (после недавно проведенной допэмиссии и выкупа пакета акций Минфином), поэтому совет директоров гарантированно утвердит кандидатуру Полубояринова, как и рекомендовало правительство.

Полубояринов только в марте 2020 г. возглавил ГТЛК, куда перешел с поста первого заместителя председателя ВЭБ.РФ. В корпорации развития он проработал девять лет, с 2009 г. Источник ТАСС в организации отмечал, что у Полубояринова сложились хорошие рабочие отношения с нынешним председателем ВЭБа Игорем Шуваловым. В ГТЛК его функцией было создать условия для большей координации ресурсов лизинговой компании, Минтранса и ВЭБа для совместной реализации масштабных транспортных проектов.

«Я горжусь, что мне оказано доверие в это трудное, кризисное время принять управление национальным авиаперевозчиком. Для меня это — личный вызов и большая ответственность перед каждым пассажиром и работником авиакомпании "Аэрофлот"», — сообщил Полубояринов через пресс-службу. Он также подвел итоги своей работы в ГТЛК, отметив, что компания стала абсолютным лидером лизингового рынка России по величине портфеля и объему нового бизнеса. Компания подписала контракты на поставку регионам почти 550 ед. пассажирского транспорта на сумму 8,2 млрд руб., запустила программу льготного лизинга цифровых активов в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика РФ».

Полубояринов уже работал в «Аэрофлоте». В 2000 г. он стал заместителем главного бухгалтера, затем главбухом и заместителем гендиректора компании по финансам и планированию. Уход бывшего главы Минтранса Евгения Дитриха в ГТЛК, а экс-руководителя «Аэрофлота» в министерство был вызван именно желанием Полубояринова руководить национальным перевозчиком, говорит источник «Ведомостей» в отрасли. «Полубояринов давно мечтал занять должность гендиректора авиакомпании. Кроме того, он дружен с профильным вице-премьером Андреем Белоусовым, который поспособствовал его назначению», – говорит собеседник «Ведомостей». В Минтрансе отказались от комментариев, представитель Белоусова не ответил на запрос газеты.

Стратегия развития авиакомпании и группы «Аэрофлот» вряд ли кардинально изменится с приходом нового руководителя, говорит источник, близкий к группе. «Виталий Савельев говорил о наличии договоренности кардинально не менять в ближайшее время деятельность компании и стратегию развития. Кроме того, влияние Савельева на авиакомпанию, конечно, сохранится – он является главой Минтранса, ему подведомственна Росавиация, т. е. основной регулятор авиаотрасли. Кроме того, его рекомендовали назначить председателем совета директоров «Аэрофлота» вместо Дитриха», – объясняет собеседник.

О некоей смене стратегии можно будет говорить, если приостановится запланированная передача самолетов Sukhoi Superjet 100 из парка «Аэрофлота» его дочерней авиакомпании «Россия». Эти самолеты «Аэрофлот» приобрел в лизинг у «ВЭБ лизинга» и «Сбербанк лизинга», но именно ГТЛК является крупнейшим покупателем и владельцем Superjet, а сам Полубояринов воспринимается как представитель ГТЛК, объясняет источник «Ведомостей». Согласно утвержденной в июле 2020 г. новой стратегии группы до 2028 г. «России» будут переданы все лайнеры «Аэрофлота» российского производства, в том числе Superjet и позднее МС-21. Более 45 Superjet должны быть переданы в этом и следующем году, говорит источник в группе «Аэрофлот». Сейчас в парке компании 54 Superjet, планируется закупить еще 100 машин. «Текущую стратегию рынок принял очень хорошо, она сбалансированна, в том числе в условиях кризиса авиаотрасли, направлена на повышение эффективности «Аэрофлота», переход к монофлоту», – объясняет собеседник.

У нового будущего гендиректора есть амбиции, он захочет проявить себя в качестве руководителя и это может вылиться в кадровые изменения внутри компании, говорит другой источник «Ведомостей» в отрасли. Эксперты отмечают, что будущий глава, вероятнее всего, будет продолжать реализовывать утвержденную в июле 2020 г. стратегию, но ему придется столкнуться с требованиями выполнять социальные задачи государства. «Кризис вступает во вторую стадию, может получиться, что кто-то из отечественных перевозчиков уйдет с рынка и «Аэрофлоту» по доброй традиции будет спущена задача спасения утопшей авиакомпании. При Савельеве социальная нагрузка на «Аэрофлот» ложилась постоянно, и он умело и четко балансировал между ней и интересами авиакомпании – не отказывался от задач правительства, но выяснял, какие ресурсы для этого потребуются. Например, когда «Аэрофлот» вывозил пассажиров обанкротившейся «Трансаэро», то сохранил часть коммерческих прав этой авиакомпании», – говорит директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что новый глава компании будет серьезно ограничен в решениях рамками стратегии – в отличие от свободы действий, которой пользовался его предшественник. «Минувшее десятилетие «Аэрофлот» развивали как самостоятельную компанию, повышая его статусность, качество услуги, выводя в премиум-класс. Теперь стратегия развития сформулирована для всей группы с акцентом на рост пассажиропотока «Победы». Если Савельев получал карт-бланш на серьезную реконструкцию перевозчика, который тащил за собой еще советское наследие, перед новым директором ставится задача сохранить достигнутое и продолжать развитие, но в установленных стратегией рамках», – говорит Гусаров.