Продажи разливного пива в России резко сократились

Это связано с отказом от него крупных ритейлеров и законодательными ограничениями
Общие продажи пива и пивных напитков в России в январе – сентябре увеличились на 4,3%/ Андрей Гордеев / Ведомости

Продажи разливного пива в российских городах в январе – октябре 2020 г. в натуральном выражении сократились на 29,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Nielsen. Еще год назад продажи росли – на 1,9% за 10 месяцев 2019 г.

Падение может быть связано с тем, что такое пиво стало меньше продаваться в современной рознице (в супермаркетах, гипермаркетах, дискаунтерах, магазинах у дома), на которую приходится 76% рынка, объясняет представитель Nielsen. В частности, от этого напитка отказалась с декабря 2019 г. крупная сеть «Красное & белое». Впрочем, по словам члена президиума «Опоры России» Алексея Небольсина, продажи разливного пива упали не только в крупной рознице, но и в ресторанах. Он напоминает, что они не работали три месяца из-за пандемии коронавируса, а после снятия ограничений посетителей у них стало меньше, чем до их введения. Небольсин добавляет, что потребители стали меньше покупать разливное пиво и в специализированных магазинах.

Выводы Nielsen подтверждают и данные геосервиса 2ГИС: ранее он выявил сокращение числа точек по продаже разливного пива в крупнейших городах России – на 15% до 10 436 в период с 1 октября 2019 г. по 1 октября 2020 г. Это произошло впервые за пять лет: с 2015 г. их число ежегодно увеличивалось в среднем на 10–20%. Представитель 2ГИС тоже связывал это прежде всего с отказом от таких точек крупных супермаркетов или алкомаркетов, в том числе «Красного & белого». В свою очередь представитель последней объяснял решение компании тем, что в России выросло производство нелегального пива, с ним ритейлеру стало трудно конкурировать. Продажи разливного пива в сети «Перекресток» незначительно упали, говорит представитель X5 Retail Group. Он связывает это со снижением трафика из-за пандемии. Представители «Ленты» на вопросы не ответили, а представитель «Магнита» от комментариев отказался, сославшись на «мизерную долю» разливного пива в ассортименте сети.

Продажи этого напитка могли упасть и из-за изменения законодательства. Владелец магазинов «Беру выходной» Николай Желагин напоминает, что еще до пандемии несколько российских регионов запретили магазинам торговать пивом в розлив в жилых домах, из-за чего многие владельцы специализированных магазинов были вынуждены их закрыть. Позже с началом пандемии некоторые субъекты ограничивали работу пивных точек, часть из них так и не открылась, говорит он. Желагин добавляет, что некоторые предприниматели, видя такие ограничения, все меньше хотят заниматься этим бизнесом.

Действительно, на снижение продаж могли повлиять законодательные ограничения: борьба государства с «наливайками» (маскирующимися под бары круглосуточными магазинами), закрытие ресторанов и ограничения продаж в регионах, соглашается директор по корпоративным вопросам Heineken в России Кирилл Болматов. А представитель «Балтики» говорит, что потребители все чаще покупают такое пиво в специализированных магазинах, которые Nielsen практически не исследует. В выборку попадают все магазины, имеющие в ассортименте помимо разливного пива как минимум три вида упакованного, уточнил представитель Nielsen.

Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев тоже отмечает рост продаж разливного пива в традиционной рознице (небольшие магазины с прилавком, – «Ведомости»).

Общие же продажи пива и пивных напитков в России растут: по данным Росалкогольрегулирования, в январе – сентябре они увеличились на 4,3% до 573,3 млн дал. Это значит, что сам напиток остается востребованным, но покупатели чаще ходят в супермаркеты, а там в основном продается упакованное пиво, рассуждает Желагин. Он считает, что в этой ситуации выиграли прежде всего крупные компании, которые в основном и поставляют в розницу продукцию в такой таре. Продажи упакованного пива растут, в том числе за счет того, что потребители все чаще посещают современную розницу, соглашается Болматов.

По данным Nielsen, доля разливного пива в продажах в январе – октябре сократилась на 4,2 процентного пункта (п. п.) до 8,2%. Продажи же пива в другой таре выросли, доля напитка в ПЭТ-бутылках увеличилась на 2,6 п. п. до 37,1%, а в алюминиевых банках – на 2,4 п. п. до 29,4%. И только в стеклянных бутылках она снизилась на 0,8 п. п. до 25,3%. По словам Болматова, магазины разливного пива распространены в основном в России, в других странах это пиво употребляют в барах и ресторанах. Он считает, что в таких точках продаж чаще продается пиво, с которого не платится акциз, потому что проследить за ними сложнее.

В подготовке статьи участвовала Мария Котова