Luding Group может купить долю в производителе армянского коньяка

С заводом МАП она уже развивает совместный бренд
Напитки из Армении, Азербайджана и др. популярны в России еще с советских времен /МАП

Крупный российский дистрибутор алкоголя – Luding Group войдет в управление винно-коньячным заводом МАП (с. Ленуги Армавирской области Армении) и получит право выкупа 50% долей предприятия, сообщил «Ведомостям» исполнительный директор российской компании Эрнест Хачатурян и подтвердил собственник МАП Макар Петросян.

Сделка поможет увеличить продажи продукции МАП в России, считают они. С этим заводом Luding Group уже сотрудничает: год назад партнеры создали совместный бренд коньяка «Айвазовский», который завод выпускает, а Luding Group занимается его дистрибуцией. По собственным данным, он уже вошел в топ-5 премиальных армянских коньяков в России. Всего МАП выпускает 15 млн бутылок коньяка в год: помимо «Айвазовского» в его портфеле такие марки, как «Арамэ», «Гюмри». Также он производит вина и владеет виноградниками. Для российской компании вхождение в управление и капитал даст возможность контролировать производство и ценообразование, объясняет Хачатурян.

Luding Group основана в 1993 г. Артуром Варжапетяном и Арменом Шахазизяном. Она занимается дистрибуцией вин и крепкого алкоголя. Компании принадлежат и производственные активы: Коломенский винно-коньячный завод и винодельческий завод «Олимп» в Краснодарском крае. Продажи в прошлом году превысили 23 млрд руб.

Идея купить долю в производителе логична для компании, поскольку у Luding Group традиционно большой опыт в работе с армянским коньяком, считает совладелец дистрибутора АСТ Леонид Рафаилов. Например, прежде она вывела в число лидеров марку «Ной», напоминает он. Наличие завода в собственности позволит снизить себестоимость, в результате компания сможет предлагать продукцию клиентам по более привлекательной цене. В итоге это будет способствовать росту продаж и доли рынка, полагает он.

Не с первой попытки

Сделка с МАП – это уже вторая за последнее время попытка Luding Group обзавестись производством в Армении. В прошлом году она собиралась приобрести 50% Араратского коньячного завода, но сделка сорвалась, сообщал «Коммерсантъ».

Интерес к покупке завода может быть связан также и с тем, чтобы удержать контроль над совместным брендом «Айвазовский», считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Ситуации, когда марки уходят к другому импортеру, неизбежны и, вероятно, таким образом компания в том числе пытается от этого защититься, рассуждает Дробиз.

Условия сделки партнеры не раскрывают. Долю в 50% в МАП Дробиз оценивает в сумму не более $3 млн.

Категория армянского коньяка интересна: она стабильна много лет и занимает большую долю в потреблении, говорит Рафаилов. Это подтверждают и данные статистики. Розничные продажи коньяка в России в 2020 г. практически не изменились год к году и составили 11,7 млн дал. При этом, по данным Nielsen, продажи именно армянского напитка выросли на 6%. На него, согласно данным ЦИФРРА, приходится 70% всего импорта.

В последнее время число производителей в Армении увеличилось и они стали снижать цену из-за конкуренции, говорит Рафаилов. Возможно, благодаря этому эта категория в России в будущем продолжит расти, считает он.

Напитки из Армении, Азербайджана и др. популярны в России еще с советских времен, они привлекательны в основном за счет цены, говорит представитель алкогольного дистрибутора «Ладога дистрибьюшен». Но растет также популярность коньяка из Франции, поэтому компания активно продвигает в России марку Roullet, говорит он.