В «Перекрестках» появятся блюда фабрики бортового питания «Домодедово»

Х5 Retail Group стала первым партнером аэропорта по новому направлению
Решение о продаже продукции фабрики бортового питания в магазинах связано с пандемией коронавируса, которая вынудила ее использовать производственные мощности на новых для себя рынках/ Андрей Гордеев / Ведомости

Продукция компании Domodedovo Сatering, которая обеспечивает бортовым питанием аэропорт «Домодедово», начала продаваться в магазинах сети «Перекресток». Об этом «Ведомостям» рассказал представитель Х5 Retail Group. По его словам, фабрика специально разработала для этих целей четыре новых блюда.

Это пудинг хлебный с беконом и грибами, кофта из курицы по-арабски с кускусом, итальянская паста «Паккери» с тыквой и рикоттой, курица в кисло-сладком соусе с рисом по-азиатски. На первом этапе они появятся на полках 24 супермаркетов «Перекресток» в Москве и Московской области. В дальнейшем сотрудничество может быть расширено и на другие магазины сети, говорит собеседник «Ведомостей». Представитель аэропорта «Домодедово» информацию о сотрудничестве с Х5 Retail Group подтвердил.

Х5 Retail Group – крупнейший российский продуктовый ритейлер. Выручка компании по итогам 2020 г. составила 1,98 трлн руб. (из них 320,5 млрд руб. принес «Перекресток»). Компания, по данным на 31 марта этого года, управляла 17 959 магазинами, из которых 940 – «Перекрестки». Крупнейший владелец – структура совладельцев «Альфа-групп» Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева.

Domodedovo Catering принадлежит зарегистрированной на Кипре фирме DME Ltd, которая владеет всеми операционными компаниями аэропорта «Домодедово», ее конечный бенефициар – Дмитрий Каменщик. По данным гендиректора «Ассоциации производителей сервисных услуг для пассажиров» Александра Авдеева, Domodedovo Catering – второй после «Аэромара» (входит в группу «Аэрофлот) игрок на рынке производства бортового питания в России. Третье место у «Кейтеринг Внуково». Клиенты Domodedovo Catering – как российские авиакомпании (S7, Ural Airlines и др.), так и зарубежные перевозчики (Egypt Air, Air Morocco, Ethiopian Airlines).

Рестораторы рвутся в магазины

Готовые блюда «Перекрестку» поставляют и рестораторы. Сеть сотрудничает по этому направлению с Novikov Group и сетью семейных кафе «Андерсон». А осенью прошлого года она стала работать и с сетью ресторанов Osteria Mario. Еще один ритейлер – «Вкусвилл» ранее запустил проект «Ресторан на полке», предполагающий продажу блюд и напитков различных заведений общепита в магазинах сети. Позже он был переименован в «Шеф в ответе». 

О том, что «Домодедово» собирается поставлять еду в российские продуктовые магазины, аэропорт заявил еще в сентябре прошлого года. «Перекресток» – первый партнер Domodedovo Catering по этому направлению.

Пресс-секретарь «Домодедово» Александр Власов утверждает, что аэропорт рассматривает возможность продавать продукцию фабрики еще и на Wildberries. Представитель маркетплейса эту информацию подтвердил.

Из отчетности Domodedovo Catering также следует, что фабрика в 2019–2020 гг. продала питания не связанным с авиакомпаниями сторонам почти на 470 млн руб. Представитель «Домодедово» уточнил, что покупателями могли выступить операторы вендинговых автоматов и фирмы на территории аэропорта.

Решение о продаже продукции фабрики в магазинах, по словам Власова, связано с пандемией коронавируса, которая вынудила ее использовать производственные мощности на новых для себя рынках. Сейчас общая производительность кухни – 80 000 порций в сутки, сколько из них пойдет на продажу в магазинах, стороны не говорят. На фоне падения производства логично, что компании будут искать новые возможности для сбыта продукции, говорит Авдеев.

По данным Росавиации, пассажиропоток всех российских аэропортов в прошлом году сократился на 41% по сравнению с 2019 г. до 129,6 млн человек. Из отчетности Domodedovo Catering следует, что ее выручка по итогам прошлого года упала примерно на столько же – с 3,8 млрд до 2 млрд руб., а убыток за этот период увеличился с 225,6 млн до 644,6 млн руб. Снижение продаж бортового питания во «Внуково» более чем в 2 раза подтверждает и представитель этого аэропорта. На вопрос, планирует ли «Кейтеринг Внуково» искать для себя новые точки сбыта, он не ответил. Так же поступил и представитель «Аэромара».

Будет ли продукция производителей бортового питания востребована в магазинах? Авдеев считает, что да.

Он отмечает, что готовые блюда, которые попадают на прилавки ритейлеров, отличаются от бортового меню более высокими требованиями к качеству продукции и безопасности, что может привлечь покупателей. Тем более что у товаров Domodedovo Catering еще и привлекательная цена: стоимость блюд составит 159–189 руб.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что у «Перекрестка» большой ассортимент готовых блюд, поэтому Domodedovo Catering столкнется с высокой конкуренцией на такую продукцию. Сейчас категория готовой еды «Перекрестка» насчитывает порядка 150–170 позиций, подтверждает управляющий директор X5 Ready Food Татьяна Рахманова.

В этой категории представлены собственная торговая марка «Шеф Перекресток», а также продукция 18 поставщиков («Ленивый шеф», CreativeKitchen, Rana и др.). Кроме низкой цены на предпочтения покупателей могут повлиять и вкусовые качества блюд, отмечает Бурмистров. Он добавляет, что технологии, которые применяются при производстве бортового питания, могут не подойти для ритейла. Если спрос на товары Domodedovo Catering все же будет расти, то компания может начать продажи и в других магазинах, считает Авдеев. Представители сетей «Лента», «Магнит» и «Верный» на запросы «Ведомостей» не ответили.