ГК «Эфко» запустит производство растительного молока

Такая продукция пользуется большим спросом у ведущих здоровый образ жизни
Продавать напитки планируется по цене обычного молока/ PxHere

ГК «Эфко» планирует выпускать растительные альтернативы молоку, рассказал «Ведомостям» источник, знающий это от руководства компании. Группа действительно намерена производить растительное молоко под брендом Hi, подтвердил ее исполнительный директор Сергей Иванов. По его словам, «Эфко» уже делает и продает небольшие тестовые партии, массовое же производство начнется осенью. Оно разместится на основной производственной площадке группы в Белгородской области. На первом этапе «Эфко» будет выпускать молоко только на основе соевого белка, но компания также рассматривает возможность в дальнейшем в качестве сырья использовать подсолнечник, овес, гречку и лен, говорит Иванов.

По данным Infoline, «Эфко» в 2020 г. стала самой быстрорастущей пищевой компанией в России: ее выручка за этот период увеличилась на 20,4% до 146,9 млрд руб. Группа производит специализированные жиры и маргарины для использования в пищевой промышленности, а также майонез, растительное масло и молочную продукцию под брендом «Слобода» и др. В прошлом году компания начала также выпускать растительное мясо на основе соевого белка – тоже под брендом Hi, инвестиции в этот проект она оценивала в 4 млрд руб. Основные бенефициары «Эфко» – Валерий Кустов с долей 28,4%, Евгений Ляшенко (14%), Владислав Романцев (10%), сообщала ранее компания.

«Эфко» – крупнейший переработчик отечественной сои, а соевое молоко – естественный шаг в развитии ее глубокой переработки, говорит Иванов. Компания перерабатывает 800 000 т сои ежегодно, основная продукция – масло и шрот. Конкурентным преимуществом растительных напитков компании Иванов считает то, что при выращивании российской сои не используются генетически модифицированные организмы.

Объем производства нового напитка, по его словам, составит 1000 т в месяц, а инвестиции – около 600 млн руб. Эти средства пошли в основном на закупку нового оборудования, исследования и разработку продуктов, а также маркетинг. Такой объем производства можно назвать довольно крупным, считает управляющий партнер Streda Consulting Алексей Груздев. По его словам, оно сопоставимо с тем, сколько в России выпускает Danone под брендом Alpro.

$290 млрд

в год составят продажи альтернативных молочных продуктов, а также мяса, морепродуктов и яиц растительного происхождения в мире через 15 лет. Об этом говорилось в совместном исследовании Boston Consulting Group и Blue Horizon Corporation, выпущенном в марте 2021 г. Там отмечалось, что в натуральном выражении этот рынок может вырасти более чем в 7 раз до 97 млн т 

Продавать напитки планируется по цене обычного молока, т. е. не дороже 70 руб./л в рознице, говорит Иванов. Для сравнения: стоимость Nemoloko (его производит компания «Сады Придонья») в среднем около 100 руб./л, Alpro – 250 руб./л, говорит Груздев. Средняя цена подобной продукции в «Перекрестке» – 147 руб., уточняет представитель X5 Group.

По данным NielsenIQ, продажи растительного молока в России с июня 2020 г. по май 2021 г. в натуральном выражении увеличились на 22%, в денежном – на 25% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Ранее аналитики прогнозировали, что в 2021 г. продажи этих продуктов достигнут 4 млрд руб., приводил их данные «Интерфакс».

Рост популярности таких товаров связан с трендом на здоровый образ жизни, физическую активность, правильное и разнообразное питание, а также снижение животного белка в рационе, говорит представитель Danone. Он добавляет, что наиболее востребованы у покупателей в России продукты из овса, кокоса, миндаля и сои. Такие напитки чаще всего покупают в упаковках большого объема (1 л), что может говорить о том, что потребитель их распробовал и готов покупать для ежедневного потребления, соглашается представитель «Магнита». У «Азбуки вкуса» продажи растительного молока за 2019/20 финансовый год (закончился в апреле 2021 г.) увеличились на 18%, добавляет представитель сети.

Российский рынок продуктов на растительной основе растет вслед за мировым, говорит генеральный директор агрохолдинга «Степь» (входит в АФК «Система») Андрей Недужко. По его словам, пока он находится на начальной стадии развития и на 98% представлен напитками, остальное – сыры, сметана, йогурты, десерты, мясо. Недавно агрохолдинг приобрел группу «Пир», которая помимо сыров занимается производством также и растительной продукции (молоко, йогурты, сметана и проч.) под брендом Green Idea. Компания будет наращивать производство и намерена войти в число лидеров, заняв 15% рынка, обещает Недужко.

Инвесторов привлекают темпы роста рынка и высокая маржинальность таких продуктов: растительное сырье стоит недорого по сравнению с затратами на производство обычного молока, а цена выше, говорит Груздев. Но, по его словам, мало кто из новичков учитывает, что этот бизнес требует больших затрат на продвижение: производителям приходится рекламировать не только собственный продукт, но и заниматься популяризацией самой категории.