Россия может впервые войти в десятку крупнейших экспортеров шоколада

Его потребление снижается, поэтому производители вынуждены искать покупателей за рубежом
Рост экспорта российского шоколада можно объяснить насыщением внутреннего рынка, а также активной государственной поддержкой по продвижению на зарубежные рынки / Евгений Разумный / Ведомости

Россия по итогам 2021 г. может экспортировать в другие страны шоколад и шоколадные кондитерские изделия более чем на $765 млн, прогнозирует ассоциация предприятий кондитерской промышленности «Асконд». Если это произойдет, то страна впервые войдет в десятку крупнейших поставщиков такой продукции на международном рынке, обогнав Швейцарию.

По данным агрегатора ITC Trade Map и UN Comtrade, по итогам прошлого года Россия заняла 11-е место: она экспортировала шоколада и шоколадных изделий на $729 млн (295 700 т). Швейцария же заработала больше – $753 млн, хотя и продала в другие страны только 109 800 т. Учитывая положительную динамику по экспорту такой продукции в I квартале этого года, российские производители к концу 2021 г. смогут опередить своих швейцарских коллег, говорит исполнительный директор «Асконда» Вячеслав Лашманкин.

По его данным, рост поставок шоколада в другие страны за этот период увеличился на 11,8% в денежном и на 18,6% в натуральном выражении год к году. Похожие цифры приводит и представитель Минсельхоза. Россия за это время экспортировала на внешние рынки 69 000 т шоколада на $176 млн, уточняет он. Сейчас, по данным «Асконда», Россия продает шоколад и шоколадные изделия в 94 страны мира. Почти 48% экспорта этого товара приходится на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Рост поставок шоколада в другие страны подтверждают и опрошенные «Ведомостями» производители. У холдинга «Объединенные кондитеры» только за первые три месяца этого года экспорт по отдельным регионам увеличился более чем на 10%, говорит его представитель.

Он уточняет, что в Белоруссию поставки такой продукции выросли в 2 раза, а в Узбекистан – в 3 раза. Всего компания работает с 45 странами мира. На 20% увеличился экспорт шоколада в I квартале 2021 г. (год к году) и у компании «Ферреро». «Каждая третья шоколадка или упаковка жевательной резинки, произведенная в России на одной из четырех наших кондитерских фабрик, сегодня отправляется на экспорт более чем в 50 стран мира», – добавляет генеральный директор «Mars Wrigley Россия» Махер Батруни. В результате у компании по итогам всего первого полугодия рост объемов поставок такой продукции составил 5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.

Рост экспорта российского шоколада Лашманкин объясняет в том числе насыщением внутреннего рынка кондитерских изделий, а также активной государственной поддержкой по продвижению такой продукции на зарубежные рынки. Согласно федеральному проекту «Экспорт продукции АПК», принятому в 2018 г., к 2024 г. поставки продукции пищевой и перерабатывающей промышленности (включает кондитерские изделия) должны увеличиться в 2,5 раза до $8,6 млрд, на реализацию всей программы планировалось выделить из бюджета Российской Федерации 406,8 млрд руб.

«Смещение спроса в сторону недорогих кондитерских изделий, в первую очередь мучных сладостей, привело к сокращению потребления шоколада в России более чем на 10% в 2020 г. – до 6 кг на человека», – подтверждает руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.

Еще одна причина – выход российских компаний на новые для себя рынки сбыта и создание ассортимента товаров специально для реализации за рубежом, говорит представитель Минсельхоза. По словам Батруни, компания еще в 2020 г. запустила экспортное направление для Одинцовской кондитерской фабрики и сейчас поставляет производимый там шоколад в страны Ближнего Востока (Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовскую Аравию, ОАЭ и Оман). За счет расширения географии поставок новинки «Raffaello Maлина» увеличилась доля экспорта и у «Ферреро», говорит представитель этой компании.

Особенно в такие страны, как Бразилия, Белоруссия, Грузия. Работают над расширением рынков сбыта и «Объединенные кондитеры». Сейчас они поставляют свою продукцию под брендами «Аленка» и «Бабаевский» в страны СНГ, Монголию, Китай, Германию и т. д. Но из-за оживления рынка и снятия ограничений, связанных с COVID-19, компания также планирует увеличить экспорт в страны Ближнего Востока и Латинскую Америку.