У Ричарда Брэнсона подорожали билеты в космос

Аэрокосмическая компания станет флагманом Virgin Group
Ричард Брэнсон, основатель Virgin Group/ Mike Segar / REUTERS

Одна из самых известных компаний в бизнес-империи Брэнсона – Virgin Atlantic Airways собирается провести IPO на Лондонской фондовой бирже, сообщили 7 августа Sky News и Bloomberg. Официально о нем может быть объявлено уже этой осенью, пишет Bloomberg. Агентство ссылается на источник, которому известно о приватных переговорах с банкирами и потенциальными инвесторами.

Авиакомпании стали одной из главных жертв пандемии. В апреле Virgin Atlantic сделала прогноз о своих потерях с января 2020 г. до конца 2021 г., отсчитывая убытки с неофициального начала пандемии (официально пандемию COVID-19 Всемирная организация здравоохранения объявила 11 марта 2020 г.). Компания оценила их в 1 млрд фунтов ($1,39 млрд). Вновь получать прибыль Virgin Atlantic рассчитывает в 2022 г.

В следующем году намерена активно развивать бизнес и другая компания Брэнсона – Virgin Galactic, которая организует космические полеты для туристов. На этой неделе Virgin Galactic возобновила продажу билетов для космических туристов – их не продавали с 2014 г. Брэнсон 11 июля этого года лично совершил туристический полет на ракетоплане. Однако следующий турист покинет Землю не раньше III квартала 2022 г. Virgin Galactic надо модернизировать свои корабли, чтобы сократить время техобслуживания между полетами с нынешних семи-восьми до четырех-пяти недель и увеличить срок службы судов, чтобы снизить себестоимость полетов. Также компания разрабатывает новое поколение кораблей, эксплуатация которых обойдется дешевле.

Продажу билетов в космос прекратили, после того как 31 октября 2014 г. ракетоплан SpaceShipTwo потерпел крушение и один из пилотов погиб. Компания сообщала, что к тому моменту 600 человек внесли в виде предоплаты около $80 млн (один билет стоил $200 000–250 000). Однако до конца прошлого года можно было забронировать место в очереди на полет за $1000 по программе One Small Step. Сейчас Брэнсон требует $450 000 с туриста. Его конкурент – Джефф Безос, чья компания по космическому туризму называется Blue Origin, свои цены еще не объявлял.

В 2004 г. ракетоплан SpaceShip­One Брэнсона выиграл X-Prize – приз в $10 млн для коммерческой компании, корабль которой дважды за неделю поднимется выше линии Кармана (граница открытого космоса, 100 км над уровнем моря) с тремя людьми на борту или с аналогичным им по весу грузом. Но SpaceShipOne не подходил для космического туризма. Это был маленький тесный корабль, обслуживание которого требовало огромных средств. Платой за комфорт и увеличение размеров нынешнего поколения – SpaceShipTwo – стало то, что они не долетают до линии Кармана около 10 км.

Брэнсон успокаивает туристов, что линия Кармана не является общепризнанной границей, за которой начинается космическое пространство. Например, в США, откуда летает SpaceShipTwo, НАСА вручает значок астронавта всем, кто поднялся выше 80 км. Не все с этим согласны. Blue Origin поздравила Брэнсона в Twitter с удачным полетом, особо отметив, что достигнутые им 85 км – это все-таки не космос. А вот корабли Blue Origin поднимаются на 100 км с лишним. Безос слетал в космос 20 июля этого года и поднялся на Blue Origin на 107 км.

Рынок пока настороженно относится к проектам космического туризма. А котировки Virgin Galactic и вовсе рухнули. За несколько дней до полета Брэнсона в космос они пробивали $50 за акцию, а сейчас стоят чуть более $30. Дело в том, что сразу после полета Брэнсона Virgin Galactic заявила о проведении SPO на $500  млн. Ее акционеры решили зафиксировать прибыль, что не понравилось инвесторам.

Несколько дней назад стало известно, что Брэнсон продал акции Virgin Galactic на $300 млн (10,5 млн акций, или примерно 4% акций компании), оставаясь самым крупным владельцем (через подконтрольную ему компанию) с пакетом в 18% акций. «Вырученные средства пойдут на поддержку бизнеса Брэнсона в сфере путешествий и отдыха, а также на развитие новых и существующих предприятий», – сообщил Bloomberg представитель Virgin Group.

И швец и жнец

Ричард Брэнсон родился 18 июля 1950 г. в английском графстве Суррей. Он был первенцем в семье адвоката и стюардессы. Следом родилось еще трое детей, так что семье приходилось экономить на всем. Учеба давалась Брэнсону с трудом, но в этом не было его вины: он страдает дислексией. «Я бы провалил все экзамены. Это одна из причин, почему я бросил школу в 15 лет», – говорил Брэнсон на конференции фонда TED.

Из-за болезни он попадал в неловкие ситуации, уже будучи известным бизнесменом. Например, модератор конференции TED уличил его в том, что Брэнсон не понимает разницу между валовой и чистой прибылью. «Собрания совета директоров проходят для меня очень увлекательно», – пошутил однажды Брэнсон по поводу своей проблемы.

Но еще в школе Брэнсон быстро понял, что есть сферы, в которых он может превзойти одноклассников. Он успел побывать капитаном футбольной и крикетной команд. Он говорил, что благодаря дислексии научился делегировать полномочия. А без этого умения он не смог бы создать бизнес-империю. В Virgin Group помимо Virgin Atlantic и Virgin Galactic входит около 40 компаний. Например, финансовый сервис Virgin Money, туристическая фирма Virgin Voyages, железнодорожная компания Virgin Rail Group, венчурный фонд Virgin Pulse, издательство Virgin Books. Virgin Group бралась за выпуск газировки и водки, презервативов, косметики, компьютерных игр (но уже вышла из этого бизнеса).

Сам Брэнсон физически не может вникать в детали работы всех компаний. Тем более что на бизнес он тратит гораздо меньше времени, чем на личные увлечения, писала Financial Times (FT). Поэтому многие входящие в Virgin Group фирмы – это СП с партнерами, которые и управляют их деятельностью. Например, 49% Virgin Atlantic в 1999 г. было продано авиакомпании Singapore Airlines, а позже этот пакет был выкуплен Delta Air Lines. Virgin Group получает долю от прибыли многочисленных входящих в нее компаний и лицензионные платежи за использование бренда. Поэтому, хотя группа порой и сообщает о доходах, полученных всеми входящими в нее брендами, непонятно, сколько из них получает сама Virgin Group, отмечает FT.

Почему группа называется Virgin

Бросив школу, Брэнсон решил заняться бизнесом. Среди множества журналов для молодежи явно не хватало такого, который отвечал бы чаяниям его сверстников, понял он: дерзкого и бунтарского издания. Так в 1966 г. появился журнал Student.

Империя Брэнсона

Ричард Брэнсон основал Virgin в 1970 г. Под ее брендом объединены 40 международных компаний в 35 странах, работающих в области финансовых услуг, космической сфере, сфере телекоммуникаций (услуги фиксированной и мобильной связи), индустрии развлечений, авиа- и железнодорожных перевозок и т. д. Virgin инвестирует в альтернативные источники энергии, оздоровительные клубы, экологические проекты. Основными видами деятельности являются управление инвестициями и лицензирование брендов. В группу входят Virgin Galactic (первая и единственная в мире публичная компания по космическим полетам) и Virgin Orbit (специализированный поставщик услуг по запуску малых спутников).
Последний раз группа публиковала данные о совокупном доходе своих компаний в 2018 г. – он составил 16,6 млрд фунтов стерлингов.
В России Virgin Group работает с 2004 г. под брендом Virgin Connect. Предоставляет телекоммуникационные услуги в 67 регионах – более чем в 500 населенных пунктах. Управляет брендом компания «Тривон».

Бизнес-модель Student менялась на ходу. Сначала Брэнсон с приятелем рассчитывали выпустить первый тираж на родительские деньги и покрыть расходы за счет продажи номеров. Родители партнера предложили использовать как помещение для редакции подвал их собственного дома, а родители Брэнсона поучаствовали деньгами. Благодаря счастливой случайности: возле дома мать Брэнсона нашла ожерелье и отнесла его в полицию. Прошло несколько месяцев, никто не обратился с заявлением о потере. Полицейские вернули ожерелье, сказав, что оно теперь принадлежит нашедшему. Мать Брэнсона продала его за 100 фунтов (примерно это эквивалент сегодняшних 1500 фунтов) и вручила их сыну, рассказывал Брэнсон CNBC.

Но, занявшись продажей рекламы в еще не вышедший первый номер, Брэнсон сумел набрать столько заказов, что решил раздавать журнал бесплатно. 50 000 экземпляров разлетелись моментально.

Больше всего в журнале оказалось рекламы музыкальных альбомов. Это навело Брэнсона на мысль начать самому торговать аудиозаписями. Тем более что он снова разглядел свободную нишу – продажу музыки по почте. Когда они с друзьями обсуждали этот бизнес, возник вопрос, как назвать компанию. Предлагались разные варианты, и кто-то, устав от обсуждения, пошутил: «Давайте назовем «Девственный» (Virgin), ведь тут все девственники!» А Брэнсон подумал: он действительно еще не искушен во многих областях, в том числе в бизнесе. Так в 1970 г. возникла Virgin Group.

Правда, чтобы было больше денег на раскрутку бизнеса, Брэнсон решил сэкономить на налогах. По бумагам подавляющая часть записей якобы заказывались из-за рубежа. Не прошло и полугода, как налоговая служба раскрыла обман. Брэнсон был арестован до суда, затем его приговорили к крупному штрафу.

Это был не первый случай, когда Брэнсон оказался за решеткой. На доходы от Student он основал благотворительный фонд Student Advisory Centre, который помогал его сверстникам решать важные в их возрасте проблемы. В частности, боролся с венерическими заболеваниями. В своей рекламе фонд призывал тех, кто столкнулся (или опасается столкнуться) с подобной неприятностью, но стесняется идти к врачу, обращаться в фонд. Оказалось, что такие объявления нарушают сразу два английских закона. Согласно актам от 1889 г. о венерических заболеваниях и 1916 г. о непристойной рекламе словосочетание «венерические заболевания» запрещено было упоминать в СМИ. После первого предупреждения фонд изменил рекламу и стал использовать эвфемизм public diseases, что в этом случае можно примерно перевести как «встречающиеся в обществе болезни». В фонд, лишившийся «целевой» рекламы, перестали приходить молодые люди, подхватившие заболевания, передающиеся половым путем. Тогда Student Advisory Centre вернул в рекламу «венерические заболевания». Вскоре Брэнсона арестовали за нарушение закона.

Взлет Брэнсона

Следующим шагом Брэнсона было создание собственной звукозаписывающей студии. Как торговец аудиозаписями, он свел знакомство со многими музыкантами, в том числе c малоизвестным в то время Майком Олдфилдом. Брэнсон был поражен его песнями и с присущей ему энергией отправился вместе с Олдфилдом обивать пороги звукозаписывающих лейблов. Ни один из них не заинтересовался творчеством Олдфилда.

Как раз в это время Брэнсон на доходы от журнала и продажи аудиозаписей купил дом и оборудовал в нем звукозаписывающую студию. Он основал собственный лейбл Virgin Records, записал дома дебютный альбом Олдфилда Tubular Bells и выпустил его в 1973 г. Брэнсон угадал: Tubular Bells 247 недель был в лидерах чартов Великобритании. Такой успех сразу сделал имя Virgin Records, а Брэнсон смог благодаря своей харизме заманить многих звездных исполнителей – Rolling Stones, Depeche Mode, Sex Pistols.

Virgin Atlantic Airways Limited

Авиакомпания
Владельцы (на 31 декабря 2020 г.): Virgin Group Holdings Limited Ричарда Брэнсона (51%), Delta Air Lines, Inc. (49%).
Финансовые показатели (2020 г.):
выручка – 868 млн фунтов стерлингов,
чистый убыток – 864,1 млн фунтов стерлингов.
Перевозки пассажиров (2020 г.) – 1,2 млн человек.

Основана в 1984 г. Ричардом Брэнсоном. По данным на 31 декабря 2020 г., флот компании насчитывал 37 воздушных судов Airbus и Boeing. По данным исследовательского бюро несчастных случаев (JACDEC) за 2020 г., занимает 8-е место в рейтинге самых безопасных авиакомпаний мира.

Авиакомпания Virgin Atlantic родилась случайно. Как-то Брэнсон полетел с женой в Пуэрто-Рико. «Но, добравшись до аэропорта, мы узнали, что рейс отменен, – вспоминал он в книге «К черту всё! Берись и делай!» (Screw It, Let’s Do It, 2011). – Пассажиры с потерянным видом слонялись по зданию. Никто ничего не пытался предпринять. Тогда это сделал я – кто-то ведь должен! Нанял самолет за $2000. Потом разделил эту сумму на количество пассажирских мест. Получилось $39 с человека. Я одолжил доску для объявлений и написал на ней: «Virgin Airways. Билет в один конец до Пуэрто-Рико – $39».

Брэнсон нашел двух энтузиастов, которые хотели создать собственную авиакомпанию, – бывшего пилота Алана Хеллари и юриста Рэндольфа Филдса. В 1984 г. они объявили об основании Virgin Atlantic и открытии рейса Лондон – Нью-Йорк. Фишкой Virgin Atlantic стал повышенный комфорт для клиентов – Брэнсон, постоянно разъезжавший по делам и ради развлечений по всему миру, на собственном опыте знал, что нужно пассажирам. Virgin Atlantic первой установила индивидуальные телевизоры для пассажиров первого класса, у нее были самые длинные спальные места, отличное питание. Бизнес взлетел так, что ведущая британская авиакомпания British Airways пыталась утопить конкурента всеми способами вплоть до неджентльменских. В 1993 г. Брэнсон подал иск против British Airways с обвинениями в нечестной конкурентной борьбе – в том числе в открытой клевете на его компанию и взломе компьютеров. В итоге British Airways пошла на досудебное урегулирование, выплатив Virgin Atlantic более 3,5 млн фунтов.

Бизнес – это не вся жизнь

По данным Forbes, состояние Брэнсона на 15 августа составляет $4,5 млрд. Но он отнюдь не ушел с головой в бизнес ни в молодости, ни сейчас. Став богатым, он занялся тем, что ему интересно, а именно ставил рекорды и развлекался. Он начал с покорения Атлантики. В 1985 г. его моторная яхта Virgin Atlantic Challenger едва не поставила рекорд скорости по пересечению Атлантического океана. Но наткнулась на что-то и затонула, не доплыв до Великобритании. Брэнсона с экипажем спас вертолет британской армии. Но в следующем году Брэнсон сумел стать рекордсменом, добравшись на Virgin Atlantic Challenger II из Нью-Йорка до Великобритании за три дня, восемь часов и 31 минуту.

Затем Брэнсон решил покорить Атлантику на воздушном шаре. В 1987 г. он первым пересек этот океан на Virgin Atlantic Flyer. В 1991 г. первым пролетел на воздушном шаре над Тихим океаном, добравшись из Японии до Канады. Он мечтал первым облететь на шаре вокруг Земли, но потерпел несколько крушений, а потом два других воздухоплавателя опередили его.

В начале 1990-х гг. Брэнсону пришлось на время оставить дорогостоящие увлечения. Virgin Atlantic столкнулась с финансовыми трудностями, а вся индустрия – с падением спроса: из-за войны в Персидском заливе люди опасались летать. Чтобы поддержать авиакомпанию, Брэнсону пришлось продать лейбл Virgin Records за $1 млрд. Выждав пять лет, как требовал пункт о неконкуренции заключенного при сделке контракта, он открыл новый лейбл – V2 Records (V2 – это Virgin 2), но наступление пиратов сделало этот бизнес уже не таким прибыльным, и в 2007 г. Брэнсон продал его за 7 млн фунтов.

Virgin Galactic Holdings, Inc

Аэрокосмическая компания
Крупнейшие акционеры (на 28 июня 2021 г.): Virgin Investments Ltd (23,6%, бенефициар – Ричард Брэнсон), SCH Sponsor Corp (6,5%), остальные акции в свободном обращении.
Капитализация – $8,1 млрд.
Финансовые показатели
(первое полугодие 2021 г.):
выручка – $571 000,
чистый убыток – $223,7 млн.

Вертикально-интегрированная аэрокосмическая компания. Входит в Virgin Group Ричарда Брэнсона. Занимается организацией космического туризма. Обладает собственным парком ракетопланов. Через дочернюю компанию по аэрокосмическим разработкам Spaceship Company производит свои космические аппараты в Мохаве, штат Калифорния. 11 июля 2021 г. запустила ракетоплан Unity с четырьмя пассажирами на борту, среди которых был глава компании Ричард Брэнсон.

Но Брэнсон не забыл о рекордах. В 2004 г. он на автомобиле-амфибии быстрее всех пересек Ла-Манш: за 1 час, 40 минут и 6 секунд. Еще в 1979 г. Брэнсон купил дом на острове Неккер, который со временем стал основным его жильем. Там он увлекся кайтсерфингом. В 2009 г. весь мир обошла фотография, на которой Брэнсон несется на кайте, а на спине у него сидит обнаженная модель Дэнни Паркинсон. Это к нему на Неккер заехал фотограф Vanity Fair со свитой девушек, и они придумали такую фотосессию. В 2012 г. Брэнсон установил мировой рекорд, преодолев на кайтборде Ла-Манш за 3 часа 45 минут. Брэнсону к тому времени был 61 год.

А четыре года назад Брэнсон проиграл спор экс-президенту США Бараку Обаме. Оба должны были за несколько дней обучиться новому для них виду спорта. Обама – кайтсерфингу, а Брэнсон – фойлбордингу, в котором используется доска с подводным крылом и парашют. Потом каждый попытался проехать как можно дальше. Брэнсон упал через 50 м, Обама – через 100 м.

Космическая гонка

Брэнсон постоянно участвовал в новых бизнесах, часть из которых выжили, а часть нет. Например, основанный в 1987 г. бренд недорогих презервативов Mates был продан через год. Возможно, причиной послужила не очень приятная история, когда покупательница пожаловалась, что изделие Брэнсона порвалось в самый ответственный момент. В виде извинения Брэнсон согласился стать крестным новорожденного.

Когда Брэнсон продал Virgin Records, он сразу же запустил в 1993 г. другой музыкальный проект – радиостанцию Virgin Radio, которая сейчас вещает в десятках городов. Международная сеть фитнес-клубов Virgin Active, основанная в 1999 г., здравствует до сих пор. Предлагающая морские круизы Virgin Voyages работает, а вот турфирма Virgin Vacations закрылась два года назад. Попытки завоевать рынок женской косметики с брендом Virgin Vie и потеснить Coca-Cola с помощью Virgin Cola закончились провалом.

Но главным делом для Брэнсона с определенного момента стала космическая гонка. «Космическая компания станет флагманом Virgin, – сказал Брэнсон в интервью FT в 2014 г. – Каждая компания из группы Virgin окажется в ореоле ее славы».

Надо сказать, что Брэнсон не сам придумал Virgin Galactic, а присоединился к чужому успешному проекту. В 1996 г. стартовал конкурс X-Prize: какая частная компания сможет первой запустить человека в космос. В гонку включилось множество участников. Одним из лидеров считалась Mojave Aerospace Ventures, среди основателей которой был знаменитый авиаинженер Берт Рутан. Самым известным его детищем к тому моменту был самолет Voyager, в 1986 г. облетевший весь земной шар без посадки и дозаправки. В отличие от большинства других участников Рутан придумал необычный способ запуска: самолет-носитель поднимает ракетоплан на высоту около 15 км, после чего космический корабль отсоединяется и поднимается в космос.

Удивительно, но Брэнсон пришел к той же идее еще раньше. Как и многие американцы из поколения, при котором разворачивалось космическое противостояние СССР и США и «Аполлон-11» садился в прямом эфире на Луну, Брэнсон бредил космосом. В 1995 г. он обсуждал с астронавтом Баззом Олдрином, участником миссии «Аполлон-11», технологию запуска космических кораблей. Они пришли к выводу, что запуск с самолета-носителя самая перспективная идея.

В 1999 г. Брэнсон зарегистрировал бренд Virgin Galactic. Но вместо того, чтобы начать собственную разработку, он стал одним из инвесторов Mojave Aerospace Ventures Рутана. А когда тот в 2004 г. выиграл X-Prize, купил у него лицензию за $21,5 млн. Первых туристов Брэнсон обещал отправить в космос уже в 2007 г. Но срок постоянно отодвигался. Требовалось разработать новые, более комфортные и экономичные ракетоплан и самолет-носитель. В 2007 г. только шли наземные испытания нового двигателя – и во время одного из запусков он взорвался, унеся жизни трех человек. Оказалось, что при царящей в американской пустыне Мохаве жаре в 40 градусов по Цельсию закись азота перестает быть безопасным топливом.

Ракетоплан для туристов SpaceShipTwo поднялся в воздух только в 2010 г., а в 2014 г. потерпел ту самую катастрофу, в которой погиб пилот. Виной был человеческий фактор: один из пилотов потянул не тот рычаг, чтобы перевести хвостовое оперение в положение для разреженных слоев атмосферы. В итоге в космос корабль вышел только в 2018 г., а полет с полным количеством пассажиров совершил лишь 11 июля 2021 г. – в роли туристов выступили Брэнсон и сотрудники Virgin Galactic. Трансляцию полета можно было посмотреть на YouTube-канале Virgin Galactic. «Я мечтал о полете в космос с детства, но, честно говоря, ничто не может тебя в полной мере подготовить к тому виду, который открывается на Землю из космоса. Это было нечто магическое», –​ сказал Брэнсон после приземления.

Брэнсон уверен, что его приключения еще не кончились. Ведь у него в запасе еще несколько десятков лет, надеется он: ему сейчас 71 год, но его бабушка дожила до 101 года, а мать скончалась в январе этого года в возрасте 96 лет от коронавируса.