Россияне пересаживаются с самолетов на поезда

Летом железнодорожные перевозки в дальнем следовании могут достичь доковидных показателей 2019 года
Рост спроса на поездки в дальнем следовании на юг фиксируют и сервисы планирования путешествий / Максим Стулов / Ведомости

В апреле 2022 г. по железным дорогам в России перевезено 92 млн пассажиров, что на 4,8% больше, чем в апреле 2021 г., сообщила 4 мая РЖД со ссылкой на оперативные данные. В пригородном сообщении было перевезено 84,3 млн человек (+3,6% к апрелю 2021 г.), в поездах дальнего следования – 7,7 млн человек (+19,2%).

Всего за январь – апрель 2022 г. обслужено 331,1 млн пассажиров, что на 6,5% больше, чем за первые четыре месяца 2021 г. В пригородном сообщении перевозки выросли на 6% до 304,1 млн человек, в дальнем следовании – на 12,6% до 27 млн пассажиров.

4 мая заместитель гендиректора РЖД по вопросам пассажирского комплекса Дмитрий Пегов говорил, что из-за закрытия аэропортов в центральной и южной части России компании пришлось «в режиме быстрого реагирования» принять меры, чтобы перевезти пассажиров, которые не могли воспользоваться самолетами. Напомним, что с начала специальной военной операции на Украине 24 февраля Росавиация закрыла 11 российских аэропортов, включая популярные в летний период Краснодар, Анапу, Геленджик, Симферополь.

По словам Пегова, РЖД пришлось перейти на летнее расписание досрочно, уже в майские праздники. «Введение дополнительных ниток графика позволило снять напряжение, возникшее из-за закрытия аэропортов», – добавил топ-менеджер. По его словам, за первые четыре дня мая РЖД не наблюдала дефицита мест или билетов в поездах. В первые пиковые даты вывоза – 29 и 30 апреля – пассажиропоток во всех направлениях вырос на 16% по сравнению с теми же днями 2021 г. «Вторую волну» туристов, по словам Пегова, монополия ожидает на 9 мая, летом также произойдет рост пассажиропотока, в том числе за счет перевозок порядка 400 000 детей к местам отдыха.

Рост спроса на поездки в дальнем следовании на юг фиксируют и сервисы планирования путешествий.

Представитель OneTwoTrip рассказала «Ведомостям», что в топ-10 наиболее востребованных направлений, по которым приобретались билеты на поезда в апреле, вошли Москва (доля от заказов – 25,2%), Санкт-Петербург (10,7%), Сочи (3,9%), Краснодар (3,7%), Ростов-на-Дону (2,4%), Нижний Новгород (1,9%), Екатеринбург (1,6%), Казань (1,5%), Симферополь (1,4%) и Тюмень (1,3%). В сравнении с прошлым годом наиболее сильный рост спроса на железнодорожные билеты сервис фиксировал по направлениям в Сочи (+18%), Краснодар (+60%), Ростов-на-Дону (+50%) и Симферополь (+130%), отметила она. Из этих городов аэропорт открыт только в Сочи.

«Рост спроса на поездки на поезде в первую очередь обусловлен именно закрытыми аэропортами. Путешественники выбирают альтернативные варианты маршрутов и отдают предпочтение поездам или автобусам», – пояснила представитель OneTwoTrip.

Представитель сервиса поездок и путешествий «Туту.ру» добавила, что, согласно опросу 2596 человек, самолет в этом году выбирает 37% опрошенных. На втором месте по популярности – поезд, на котором в отпуск поедет 29% респондентов, на третьем – электричка (9%). По ее словам, среди зарубежных направлений популярны белорусские Минск, Орша, Витебск, Брест и др., а также Гагры в Абхазии.

По словам управляющего директора корпоративного бизнеса «Випсервиса» (специализируется на деловых поездках) Галины Полищук, в I квартале 2022 г. клиенты бронировали билеты на поезда для командировок по России почти в 2,5 раза чаще, чем авиабилеты. По ее словам, в апреле спрос на поезда дальнего следования у бизнес-туристов вырос на 18% в сравнении с тем же месяцем 2021 г. В топе у клиентов за I квартал 2022 г. Москва (42% всех пассажиров) и Санкт-Петербург (16%), также востребованы Воронеж, Нижний Новгород, Краснодар, Ростов-на-Дону, Мурманск и Уфа, пояснила Полищук.

Но есть и направления, где пассажиропоток в целом снижается из-за закрытия аэропортов. По словам руководителя комитета по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии, гендиректора туроператора «Алеан» Ильи Уманского, из всех южных направлений сильнее всего страдает Крым. «В Краснодарском крае сильнейший перекос в сторону Сочи, где открыт аэропорт. Остальные южные направления более-менее загрузились за счет соседних областей, и там спад в пределах 15–20%», – отметил он.

Пегов говорит, что закрытие аэропорта Симферополя вызвало дополнительные сложности в организации перевозок. На этом направлении, по его словам, есть несколько ограничений – наличие подвижного состава и инфраструктура, так как железная дорога от Тамани (Краснодарский край) до Джанкоя (Крым) однопутная и неэлектрифицированная. По этой причине необходимы не только вагоны, но и специальные локомотивы.

В 2022 г. в Крым уже добавлено две дополнительные нитки графика. Также проработана схема с транспортной дирекцией Минтранса на случай недостатка мест в поездах, отмечал топ-менеджер.

«Пассажиры берут билеты до Анапы, и там их ждет подготовленный автобус, который развозит по локациям Крыма. Эта схема работает, будет единый билет, автобусы ходят по расписанию, и конечной точкой станет Симферополь», – говорит Пегов.

По словам младшего директора корпоративных рейтингов НРА Аллы Юровой, по итогам четырех месяцев 2022 г. пассажиропоток РЖД в дальнем следовании на 14% отстает от уровня аналогичного периода доковидного 2019 года, но разрыв быстро сокращается (в апреле он всего на 5% ниже). «Пассажиропоток РЖД в дальнем следовании может достигнуть уровня 2019 г., составив порядка 40 млн пассажиров в летние месяцы», – считает эксперт. Доходы компании от пассажирских перевозок в дальнем следовании в 2022 г., по прогнозу НРА, могут составить 260–280 млрд руб. против 205 млрд в 2021 г.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов напомнил, что РЖД в этом году получит порядка 250 вагонов дальнего следования, поэтому вряд ли возникнут проблемы с перевозкой. По его оценке, летом 2022 г. в поездах на юг будет 8,5 млн мест, это на 6% больше, чем годом ранее. Количество мест может быть увеличено за счет дополнительных вагонов поездов и увеличения частоты курсирования, считает Баранов.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что в туристический сезон за границу будет поехать сложно из-за ограничений по ряду стран, высокой стоимости перелетов и снижения реальных доходов. На горизонте трех лет, по его мнению, с учетом сложности обслуживания самолетов Boeing и Airbus РЖД выпадет уникальный шанс наращивать объем пассажирских перевозок.