Порядка 150 иностранных ритейлеров продолжают работать в России

Большая часть оставшихся компаний – из США и Европы
Андрей Гордеев / Ведомости

Магазины 152 зарубежных брендов на текущий момент продолжают работать в крупных российских торговых центрах. Это следует из отчета консалтинговой компании NF Group. Там сказано, что больше всего оставшихся в нашей стране иностранных ритейлеров из США. Таких оказалось 22,4%. Второе и третье место – у Италии (15,1%) и Франции (10,5%). За ними следуют Турция и Германия (у обеих 9,9%).

Торговые марки, решившие продолжить свою деятельность в России, в основном представлены в fashion-сегменте (59,9%). Среди них – американские U.S.Polo, Michael Kors и Timberland, итальянские Trussardi и United Colors of Benetton, немецкая Marc O’Polo, и французская Abricot. Около 10% оставшихся компаний – из сферы общественного питания, 5,3% – продавцы бытовой техники и электроники, сказано в отчете NF Group. Там также говорится, что почти все они представлены в ценовом сегменте «средний» и «средний плюс». Премиальных ритейлеров осталось всего 1,3%.

На начало года в России присутствовало больше 360 иностранных ритейлеров. Но после начала СВО 180 из них приняли решение приостановить работу у нас в стране. Среди них Inditex (Zara, Stradivarius, Bershka, Oysho), Mango и проч. 15 брендов полностью ушли с рынка. Это H&M, IKEA, Jysk, Mixit и проч. 17 операторов открылись под новыми названиями. Например, магазины Reebok стали работать под вывеской Sneaker Box, а Sephora – под брендом «Иль де ботэ».

Никто из заявивших об уходе или о режиме ожидания ритейлеров не планирует продолжать работу в том же виде, как это было до февраля этого года, говорит генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. С этим согласна и руководитель направления аренды торговых площадей ритейл-департамента CORE.XP Надежда Цветкова, которая добавляет, что бренды, которые приостановили работу, несут большие финансовые потери, они продолжают частично исполнять договоры аренды, содержат персонал, офисы и проч. Окончательное решение о работе в России такие компании примут, скорее всего, весной 2023 г., считает Цветкова. Лебсак-Клейманс говорит, что это может случиться уже к новому году, так как в феврале, с началом сезона продаж весна – лето, магазины должны будут получить новые коллекции и начать работать.

Предела терпения достигли и сами арендодатели, так как торговые центры не могут больше держать такое количество площадей закрытыми, при том что у топовых объектов есть лист ожидания среди тех, кто раньше не мог в эти комплексы попасть, говорит директор департамента торговой недвижимости Accent Capital Светлана Кузьмина. Про очередь среди арендаторов в торговом центре «Афимолл сити» ранее рассказывала и вице-президент «Афи рус» Цвия Левиев.

Громких уходов ритейлеров с российского рынка в последнее время становится меньше, а некоторые международные игроки, наоборот, начинают или продолжают экспансию у нас в стране, говорят консультанты. К примеру, в торговом центре «Гринвич» в Екатеринбурге открылся турецкий fashion-бренд Perspective, а в Краснодаре и Чите начали работать китайские компании Li-Ning и Anta Sports, говорит региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. По ее словам, в Москве также увеличилось число точек итальянских магазинов нижнего белья Tezenis и появились корнеры японского бренда уходовой техники для кожи L&L Skin. Кроме того, до конца года на российский рынок планируют выйти турецкие сети общественного питания Chitir Chicken и Yesen Burger, а также ресторан Little Kitchen. Переговоры о расширении присутствия в России ведут и многие другие бренды из Турции, в том числе крупные производители одежды adL, Mudo, LTB, Twist и Ipekyol. Два последних открылись в октябре в «Афимолле». Также в ближайшее время планируется выход армянского бренда Alex YVN.

С уходом ряда международных брендов российские ритейлеры и игроки, например, из Казахстана, Белоруссии и Турции смогут занять большую часть освободившихся площадей, считает Хакбердиева. Турецких брендов на российском рынке будет больше, чем раньше, но их доля сильно не поменяется, не соглашается Кузьмина. По ее словам, одним из главных негативных факторов для новых иностранных арендодателей остается тот факт, что им надо с нуля выстраивать продвижение в стране, так как большинству россиян они просто неизвестны.