РЖД добивается от Китая увеличения количества контейнерных поездов

Объемы такой перевозки грузов могут вырасти вдвое по итогам года
При оптимистическом сценарии контейнерные перевозки с КНР в 2023 г. могут вырасти вдвое/ Андрей Гордеев / Ведомости

Снятие ковидных ограничений на трансграничные перевозки с Китаем положительно влияет на объемы контейнерных перевозок. Об этом сообщил журналистам заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило. В январе 2023 г. в сравнении с показателями ноября и декабря 2022 г. рост составил около 10% и на 68% – к январю 2022 г.

Ежесуточно через госграницу РФ с КНР, по словам топ-менеджера, сейчас проходит в среднем 63 000 т грузов (в январе 2022 г. – 37 000 т). Для сравнения: в феврале 2022 г. объем передачи (перегрузки) контейнерных поездов на российско-китайской границе составлял 55 000 т в сутки, в марте – 53 000 т, отметил Шило.

В целом в направлении дальневосточных портов рост перевозок грузов в контейнерах за 24 дня января 2023 г. к тому же периоду прошлого года, по данным РЖД, составил 80,9%. Шило связывает такой рост в том числе с низкой базой начала прошлого года. «Тогда действительно не было такого повышенного спроса для вывоза импортных «ящиков» и так резко не перестраивалась логистика в январе», – пояснил он.

Перевозки в январе 2023 г., отмечает Шило, оживились и благодаря ослаблению КНР некоторых ковидных ограничений. В частности, Китай снял запрет на железнодорожные перевозки тарно-штучных грузов (например, стройматериалов и металлических заготовок) в мешках по 50 кг. Запреты действовали с 2021 г., но все еще сохраняется ограничение, связанное с работой «тех или иных грузополучателей в Китае», говорит топ-менеджер.

В феврале 2023 г. РЖД планирует провести переговоры по параметрам передачи грузов по погранпереходам в сообщении с КНР в 2023 г., рассказал Шило. Стороны намерены обсудить общее увеличение количества поездов, передаваемых на границе. «В частности, чтобы у нас было больше контейнерных поездов. Потому что по контейнерам спрос очень большой на китайские пункты пропуска, он в разы сегодня превышает те параметры, которые согласованы с китайской стороной. Сейчас с китайскими партнерами договорились о передаче ежесуточно шести контейнерных поездов», – сказал он.

В дальнейших планах, по словам Шило, нарастить число таких поездов на крупнейшем на границе с Китаем пункте пропуска Забайкальск до 10 в сутки. «На погранпереход Забайкальск <...> можем передавать примерно 240 контейнерных поездов в месяц, а общий объем заявок на этот стык превышает 1600 контейнерных поездов», – подчеркнул он.

Операторы вагонного парка не разделяют оптимизма РЖД. Они указывают на то, что резкий рост перевозок в контейнерах в сторону китайской границы в январе связан прежде всего с более ранними сроками празднования Нового года в КНР (22 января против 1 февраля в 2022 г.).

«В период перед китайским Новым годом, примерно за 1,5 месяца, традиционно наблюдается всплеск перевозки грузов в Китай. Но в период праздников (обычно продолжаются семь дней. – «Ведомости») грузопоток существенно замедляется», – отметил директор по стратегии и развитию Fesco Максим Шишков. Директор компании «РТСБ-рус» Александр Баскаков добавил, что к операторам «поступают сигналы» о потенциальном снижении объема перевозок с КНР и планах по введению китайской стороной дополнительных ограничений по типам грузов. «Сейчас все переходы работают на пределе возможностей, поэтому не совсем правильно говорить о каком-то балансе. Порожних пробегов сейчас, конечно, нет. Но это не потому, что на рынке сформировался баланс, а из-за того, что спрос превышает пропускные способности», – подчеркнул он.

Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин оценивает вероятность достижения договоренностей с КНР об увеличении перевозок грузов «достаточно высоко».

«После снятия ковидных ограничений в Китае ситуация должна стать более позитивной, потому что именно они в значительной степени мешали работе терминалов», – соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Из-за перегруженности дальневосточных портов существует большой потенциал увеличения прохождения грузов через сухопутные терминалы, считает эксперт. Иванкин отмечает, что все еще сохраняются риски технического характера, оказывающие негативное влияние на ежесуточный перегруз контейнеров на границе.

При оптимистическом сценарии, по его оценкам, контейнерные перевозки с КНР в 2023 г. могут вырасти вдвое, при пессимистическом – на 25–30%. Иванкин добавил, что в целом увеличить объем перевозок на восток удалось за счет увеличения количества контейнерных поездов (РЖД запустила на Дальний Восток дополнительно три поезда. – «Ведомости») в ущерб перевозке других грузов, включая уголь.

По оценкам НИЦ «Перевозки и инфраструктура», доходность контейнерных перевозок для РЖД в течение прошлого года колебалась от 6 до 15%. При этом для операторов она не опускается ниже 15%.

Согласно январскому обзору Fesco, контейнерный рынок России по итогам 2022 г. сократился на 15,9% по сравнению с 2021 г., до около 5,49 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Импорт упал на 12% до 2,107 млн TEU, экспорт – на 25% до 1,529 млн TEU, транзит просел на 23% до 750 000 TEU. Внутренние отправки остались примерно на уровне 2021 г. – 1,105 млн TEU.

Основным событием, по мнению аналитиков компании, повлиявшим на показатели контейнерного рынка по итогам 2022 г., стал переток грузов из портов Северо-Западного региона на Дальний Восток. Наибольшее снижение, по их оценкам, произошло в экспортных перевозках из-за ограничений, наложенных на российскую продукцию, и перестройки логистики на экспорт в страны Азии. Другим фактором стала остановка деятельности крупнейших контейнерных линий (Maersk, Mediterranean Shipping Company, CMA CGM и др.), что повлияло на доступность рынков Южной Азии и Латинской Америки.

«Ведомости» направили запросы крупнейшим контейнерным операторам РФ.