Россия вышла на рекордный объем экспорта бензина

Топливо поставляется в Африку и на Ближний Восток
Нехватка нефтеперерабатывающих мощностей в Нигерии позволила России нарастить экспорт бензина в эту страну/ Temilade Adelaja / Reuters

Российские нефтяные компании за последние четыре месяца резко нарастили морские поставки бензина за рубеж. В январе 2023 г. экспорт этого вида топлива установил исторический рекорд и достиг 205 500 барр./сутки, следует из данных аналитической компании Kpler, с которыми ознакомились «Ведомости».

Бензин не самый массовый экспортный вид нефтепродуктов. Например, в 2021 г. из произведенных 41 млн т бензина Россия поставила за границу лишь 4 млн т (в среднем 84 000 барр./сутки). В 2022 г. экспорт бензина из России составлял в среднем 105 000 барр./сутки.

Резкий рост морских поставок российского бензина за границу начался в декабре 2022 г. Тогда экспорт этого топлива вырос вдвое по сравнению с ноябрем 2022 г. и на 50% к декабрю 2021 г. до 185 900 барр./сутки. После достижения максимума в январе 2023 г. объем поставок бензина в феврале несколько снизился – до 199 800 барр./сутки, с 1 по 21 марта он составил 181 800 барр./сутки.

Основными экспортными видами топлива для России являются дизель и мазут. По данным Российского энергетического агентства Минэнерго, в 2021 г. на внутренний и внешние рынки было поставлено по 40 млн т дизеля. В том же году на внутренний рынок было поставлено 7 млн т мазута, на внешний – 60 млн т мазута и прочих темных нефтепродуктов. При этом основным рынком сбыта нефтепродуктов для российских компаний были страны Европы: туда в 2021 г. Россия направила 91 млн т нефтепродуктов (62% экспорта).

Но после начала СВО на Украине в 2022 г. и усиления антироссийских санкций западные страны начали отказываться от нефтепродуктов из России. Основные ограничения в отношении российского топлива вступили в силу 5 февраля 2023 г. – запрет на морские поставки нефтепродуктов в ЕС и ценовой потолок. Последний запрещает не только приобретать нефтепродукты дороже установленной верхней планки, но и перевозить их и оказывать услуги по страхованию. Ограничение цен для более дорогих российских нефтепродуктов (дизель и бензин) установлено на уровне $100/барр., для более дешевых (мазут) – $45/барр. При этом Еврокомиссия разрешила поставлять в регион российские нефтепродукты, если они будут «значительно переработаны» в третьей стране либо смешаны с топливом из другой страны.

Результатом ограничений стало перенаправление Россией поставок нефтепродуктов в дружественные страны, не присоединившиеся к санкциям.

По данным Kpler, за истекший период марта 2023 г. наибольший объем бензина из России был направлен в Нигерию – 54 800 барр./сутки (30% от общего объема поставок). Регулярные поставки бензина в эту страну начались в декабре 2022 г. одновременно с ростом российского экспорта. Старший аналитик по нефти Kpler Виктор Катоня поясняет, что в Нигерии высокий спрос на бензин, а собственного производства топлива не хватает. В 2022 г. в стране планировалось запустить НПЗ Dangote мощностью 650 000 барр./сутки, но запуск перенесли на 2024 г. Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов отмечает, что загрузка местных НПЗ очень низкая – всего 3000 барр./сутки при предельной мощности 475 000 барр./сутки.

За Нигерией по объему экспорта российского бензина следуют ОАЭ: регулярные поставки топлива в эту страну начались в июне прошлого года, достигли максимума в 55 800 барр./сутки в ноябре 2022 г., а с начала марта 2023 г. стали минимальными, составив 23 200 барр./сутки. Поставки бензина в ОАЭ могут быть обусловлены тем, что в стране действует «рынок Фуджейра», на котором компании могут покупать топливо, не указывая страны назначения груза, поясняет Катоня.

Также небольшие объемы поставок осуществляются на Мальту (18 900 барр./сутки), в Ливию (7700 барр./сутки), Грецию (5900 барр./сутки), Гану (4400 барр./сутки) и Грузию (4000 барр./сутки). Данных о направлении отгрузок 35,6%, или 64 700 барр./сутки, у Kpler нет, указано лишь что поставки велись «в неизвестном направлении».

Родионов подчеркивает, что рост поставок бензина в Нигерию и ОАЭ «отражает тренд на увеличение экспорта российского топлива в Африку и на Ближний Восток». Для поставщиков бензина ранее основным рынком были страны ближнего зарубежья, отмечает он. По данным S&P Global Platts, общая доля Африки и Ближнего Востока в объеме экспорта российских нефтепродуктов с ноября 2022 г. по февраль 2023 г. выросла с 26 до 50%. По мнению Родионова, это отчасти связано с общим сокращением экспорта нефтепродуктов из России с 2,7 млн барр./сутки в ноябре прошлого года до 2,1 млн барр./сутки в феврале этого года.

Экспорт бензина может расти и из-за повышенной загрузки российских НПЗ, связанной с высокими выплатами по демпферу нефтяникам, считает управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова. Речь идет о компенсации нефтекомпаниям из федерального бюджета, которая начисляется, если расчетные экспортные котировки превышают уровень внутренних цен на топливо. Но уже в апреле 2023 г., напоминает Крылова, субсидии по демпферу снизятся и начнет действовать фиксированный дисконт на Urals к эталонной марке Brent, что изменит ситуацию на рынке переработки.

В феврале Госдума приняла закон, который уточняет среднюю экспортную цену Urals при расчете НДПИ и НДД. Согласно документу, в апреле 2023 г. предельный дисконт на Urals к Brent составит $34/барр., а затем будет постепенно снижаться до $25/барр. в июле этого года и далее. Также при расчете выплат в рамках демпфера будет учитываться дисконт на российскую нефть. Ранее «Коммерсантъ» оценивал, что нефтяники по новой формуле расчета демпфера могут получить меньше на 20 млрд руб. в месяц.

По данным биржи СПбМТСБ на 22 марта, с начала 2023 г. оптовые цены на бензин Аи-92 выросли на 23,3% до 44 711 руб./т, Аи-95 – на 19,7% до 50 388 руб./т.

По мнению Крыловой, экспорт бензина в страны дальнего зарубежья будет падать «в период каникул и отпусков» с мая по ноябрь, когда спрос на топливо растет на внутреннем рынке. По ее оценкам, Россия «без ущерба для внутреннего рынка» может поставлять за границу около 550 000–630 000 т бензина ежемесячно.

«Ведомости» направили запросы в Минэнерго, ФТС России и крупнейшие российские нефтекомпании.