Аэропорт Сухума может получить российского инвестора

Претендентами на реконструкцию считают структуры Дерипаски и холдинг «Аэропорты регионов»
После 30 лет бездействия аэропорт Сухума требует масштабной реконструкции/ Илья Питалев / РИА Новости

Власти Абхазии планируют в ближайшие месяцы объявить конкурс на выбор инвестора для реконструкции аэропорта столицы страны Сухума. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника в российских аэропортовых холдингах. По их словам, интерес к участию в проекте проявляли «Аэропорты регионов» (90% – у бывшего топ-менеджера «Реновы» Владимира Резера) и структуры Олега Дерипаски, которому ранее принадлежал аэропортовый холдинг «Аэродинамика». Также собеседники «Ведомостей» не исключают участия в конкурсе «Новапорта» Романа Троценко при наличии привлекательных условий.

В Государственном инвестиционном агентстве Абхазии «Ведомостям» сказали, что не владеют информацией по проведению конкурса в отношении аэропорта Сухума, и рекомендовали обратиться в минэкономики республики. Там на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Представитель Дерипаски на момент публикации не прокомментировал эту информацию. В «Новапорте», «Аэропортах регионов» и «Аэродинамике» на вопросы «Ведомостей» об интересе к реконструкции аэропорта Сухума не ответили. Источник, близкий к «Аэродинамике», уточнил, что холдинг не планирует принимать участие в тендере.

Единственный в Абхазии аэропорт со статусом международного не работает со времен грузино-абхазской войны 1992–1993 гг. В 2021 г. российские военные саперы провели его обследование и разминирование. В аэропорту находится одна из самых длинных взлетно-посадочных полос (ВПП) на территории бывшего СССР, в 1980-е гг. она была удлинена до 3,64 км под прием многоразового космического корабля «Буран».

Чтобы сегодня попасть в Абхазию, российским туристам необходимо сначала прилететь в Сочи, после чего пересечь сухопутную границу с республикой. В 2022 г. на экскурсиях и отдыхе в Абхазии побывало 1,15 млн человек, говорил в начале этого года представитель министерства туризма республики. Рекордным для туристической отрасли Абхазии стал 2021 год, когда там побывало 1,5 млн человек.

При этом Сочи (Адлер) сейчас является единственным работающим российским аэропортом, расположенным на курортах Черного моря. После начала СВО на Украине аэропорты, близкие к подконтрольным Украине территориям, закрыты. В частности, не работают аэропорты Симферополя, Анапы, Геленджика, Краснодара, Ростова-на-Дону, а аэропорт в Донецке был разрушен еще в 2014–2015 гг. во время боевых действий.

Власти Абхазии прорабатывают привлечение профильного инвестора уже несколько лет. По словам источника «Ведомостей» в одном из российских аэропортовых холдингов, республиканское министерство планирует обязать победителя профинансировать модернизацию ВПП за свой счет, что идет вразрез с интересами инвесторов, которые хотели бы ограничиться расходами на аэровокзальный комплекс.

«Мы можем создать структуру, которая вообще не будет иметь отношения к холдингу. Главное – чтобы условия участия нас устроили», – подчеркивает источник «Ведомостей» в одной из российских аэропортовых управляющих компаний.

В России расходы на ремонт и реконструкцию аэродромов в подавляющем большинстве случаев покрывает федеральный бюджет, а операторы аэропортов арендуют инфраструктуру у государства. Инвестор, как правило, вкладывается в аэровокзальный комплекс и сопутствующую инфраструктуру. В качестве исключения в конце 2018 г. московский аэропорт «Шереметьево» получил аэродромную инфраструктуру в концессию на 49 лет. Оператор аэропорта АО МАШ платит государству символические 1000 руб. в год, но берет на себя расходы по содержанию аэродрома и строительству новых объектов. Общие расходы в аэродромную инфраструктуру МАШ оценивал в 61 млрд руб.

Из трех российских аэропортовых холдингов опыт реконструкции аэродрома есть пока только у «Аэропортов регионов». В начале 2023 г. они ввели в эксплуатацию аэропорт Нового Уренгоя, где построили новый терминал и провели модернизацию ВПП. Компания инвестировала в проект 11,5 млрд руб.

У этого холдинга также есть опыт работы на рынках ближнего зарубежья: в феврале 2023 г. «Аэропорты регионов» объявили о получении контроля над аэропортом Уральска (Казахстан) с пассажиропотоком чуть выше 300 000 человек в год. Компания планирует развивать здесь региональный хаб.

«Несколько лет назад на рынке существовало убеждение, что экономически эффективный аэропорт должен обслуживать не менее 1 млн пассажиров в год. Сегодня очевидно, что выйти в операционную прибыль можно при пассажиропотоке в 400 000 человек и даже меньше», – рассуждает источник «Ведомостей» в одном из аэропортовых холдингов.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий считает, что успех проекта зависит в первую очередь от готовности российских банков, в том числе с госучастием, финансировать реконструкцию аэропорта Сухума. «Холдинги не будут вкладывать в проект свои средства, в отсутствие дешевого кредитования вероятность модернизации аэропорта стремится к нулю», – полагает он.

Эксперт оценивает минимальные инвестиции в терминал в $10 млн, аэродрома – в $20 млн, но с учетом того, что эксплуатация аэропорта не велась около 30 лет, расходы инвестора могут достичь и $100 млн. Ланецкий подчеркнул, что считает любые капиталовложения в Абхазию весьма рискованными до признания ее статуса международным сообществом. Минэкономики Абхазии в 2015 г. оценивало строительство нового аэровокзального комплекса в Сухуме в 11,5 млрд руб.

Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин считает высоким риск западных санкций в отношении поставщиков оборудования и технологий для аэропорта в частично признанной республике (независимость Абхазии с 2008 г. признана Россией и еще несколькими государствами. – «Ведомости»). Этот риск можно снизить за счет проведения открытого конкурса на подрядчика и создания кандидата, напрямую не аффилированного с каким-либо крупным холдингом, полагает юрист.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что российская туриндустрия испытывает дефицит безвизовых направлений, понятных клиенту с точки зрения местного менталитета. Он считает, что после решения транспортных проблем турпоток в Абхазию из России может существенно вырасти. «Сочи сегодня – точка входа в Абхазию для российских путешественников, очевидно, что аэропорт перегружен. Реконструкция аэропорта Сухума напрашивалась еще несколько лет назад», – отмечает эксперт. 

Пантелеев считает, что после усиления западных санкций потенциальная негативная реакция западных партнеров больше не беспокоит российские аэропортовые холдинги. Он считает проект перспективным с учетом интереса российских туристов в условиях ограниченного предложения вариантов для путешествий.