Конфликт Wildberries с владельцами пунктов выдачи заказов перетекает в судебную плоскость

С начала года партнеры маркетплейса подали к нему иски на 560 млн рублей
Евгений Разумный / Ведомости

Владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и продавцы Wildberries массово подают иски к этой компании. Об этом 13 апреля на встрече с депутатами Госдумы сообщил генеральный директор юридической фирмы Fox Legal Consulting Александр Ефимов (он представляет интересы партнеров маркетплейсов). Это подтверждается и данными базы арбитражных судов. Согласно «СПАРК-Интерфаксу», с начала 2023 г. к Wildberries подано более 400 заявлений на 560 млн руб. Для сравнения: в деньгах это немногим меньше, чем было за весь прошлый год: общая сумма требований тогда составила 640 млн руб. Большинство из них (порядка 300) связаны с исполнением обязательств по договорам, в частности агентским и комиссионным соглашениям, они инициированы продавцами и владельцами ПВЗ, поясняет Ефимов. Он добавляет, что примерно в половине случаев компании оспаривают начисленные ботами маркетплейса штрафы, а в остальных – свою ответственность за потерянные или поврежденные товары.

Представители самих ПВЗ на встрече в Госдуме подтвердили наличие таких исков, но за подробностями посоветовали обратиться к Ефимову.

Конфликт из-за штрафов

Спор между владельцами Wildberries и ПВЗ начался в середине марта из-за введения штрафов для последних за возврат товаров из-за брака или подмены. Часть собственников точек устроили забастовку, в том числе у центрального офиса маркетплейса. В итоге площадка объявила о закрытии тех точек, владельцы которых «выбирают нецивилизованные формы диалога». Но вскоре в конфликт вмешались депутаты Госдумы и Минтруд, после чего Wildberries согласилась заморозить около 10 000 штрафов, при этом площадка закрыла официальный чат с продавцами, где они могли получить оперативные ответы от службы поддержки, объяснив это увеличением числа мошенников, представлявшихся сотрудниками маркетплейса.

«Рост числа исков к площадке носит формальный характер и связан исключительно с увеличением масштабов работы и числа партнеров у нее в разных сферах», – сообщил представитель Wildberries. По его словам, это естественная статистика для любой динамично растущей компании. Кроме того, судебные процессы идут по различным аспектам бизнеса и какого-либо роста в зависимости от вида спора не фиксируется, говорит собеседник «Ведомостей», добавляя, что из партнерских ПВЗ недовольство высказали лишь 10–15, что составляет примерно 0,1% от их общего количества. «Поэтому говорить о какой-либо массовости с их стороны неуместно», – резюмирует представитель Wildberries, добавляя, что ни одного коллективного иска с их стороны не подано.

У других маркетплейсов, которые ранее также заявляли о росте бизнеса и выручки, в этом году такого количества исков нет. К примеру, ко второму по величине в России интернет-ритейлеру Ozon с января по март этого года в арбитражные суды подано всего 72 заявления на сумму около 52 млн руб. Хотя за весь прошлый год таких споров было 160 – на 452,9 млн руб. Основные претензии касались договоров возмездного оказания услуг и поставок. К «Яндекс.Маркету» в 2023 г. подано 168 исков, к «Сбермегамаркету» – 7, к «Казань экспрессу» – 1, к «Алиэкспресс Россия» – ни одного. Причиной, создавшей столь неприглядную статистику для Wildberries, стало «немотивированное применение мер ответственности маркетплейсом к своим партнерам», говорила старший юрист «Правовой помощи» Анастасия Шумилина, представлявшая интересы продавцов на встрече в Госдуме с «Опорой России» и с представителями маркетплейсов в начале апреля.

Представитель Ozon говорит, что у этого маркетплейса нет штрафов для ПВЗ и этим объясняется низкое количество исков. «Мы проверяем путь товара по всей цепочке, начиная от продавца или нашего склада до покупателя, и лишь по итогам расследования принимается решение об ответственности той или иной стороны», – говорит представитель интернет-ритейлера.

«Яндекс.Маркет» регулярно проводит встречи с продавцами и владельцами ПВЗ, собирает пожелания от партнеров и учитывает их при доработке сервисов, добавляет представитель этого маркетплейса. В «Сбермегамаркете» и «Алиэкспресс Россия» не предоставили комментарии.

Ситуация с подменой товара стала большой проблемой для работников ПВЗ, так как на них, по сути, переложили ответственность за работу всей логистической цепочки Wildberries, говорит генеральный директор школы селлеров «Меркатус» Лео Шевченко. По его словам, в случае какой-либо ошибки они должны компенсировать все расходы за свой счет, а это несправедливо, так как заказ должен проверяться по всей цепочке и ответственность за него распределяться между сторонами.

Опрошенные «Ведомостями» юристы говорят, что добиваться справедливости в судах владельцам ПВЗ непросто. Суды пока не понимают, как строятся отношения между партнерами и Wildberries, что такое оферта, кто является сильной стороной договора и проч., отмечает старший партнер юридической фирмы «Башилов, Носков и партнеры» Борис Башилов. Но этот тренд, по его мнению, скоро изменится, как это уже было с микрокредитными организациями, которые прописывали в договорах ставки в тысячи процентов, пока это не пресек Центробанк.

Ефимов же уверяет, что в большинстве случаев партнерам удается добиться возмещения средств, но каждый раз приходится доказывать в суде, что маркетплейс – сильная сторона договора, которая навязала определенные условия в одностороннем порядке, в том числе штрафы.

Суды могут принять сторону владельцев ПВЗ и продавцов в отдельных спорах, но для внесения изменений в договоры оферты и запрета штрафов нужно государственное регулирование отрасли, считает Башилов.

Поправки к законопроекту, устанавливающему правила, по которым площадки смогут вводить штрафы в отношении своих контрагентов, уже рассматриваются в Госдуме.