Ритейлер «Магнит» готовит к запуску маркетплейс по продаже непродовольственных товаров

Помешать становлению этого проекта может высокая конкуренция
Андрей Гордеев / Ведомости

«Магнит», судя по всему, готовится запустить новый проект. Несколько дней назад АО «Тандер» (основное юридическое лицо ритейлера) разместило в соцсетях рекламный ролик (сейчас он удален), в котором говорится о «современном маркетплейсе», на котором можно будет заказать «от партнеров и поставщиков» доставку в течение трех часов не только продуктов питания, но и товаров для дома и дачи, косметики и средств для ухода, бытовой техники, аксессуаров для спорта и отдыха, мебель и многое другое.

Сама площадка, видимо, будет работать под брендом «Магнит маркет», по крайней мере именно такое название фигурирует в ролике. Заявку на регистрацию такого товарного знака ритейлер подал в апреле этого года. Он предполагает приоритет сразу в 31 из 45 классов международной классификации товаров и услуг, включая спортивный и туристический инвентарь, кухонную утварь и технику, медицинские изделия, одежду, мебель и проч.

В приложении «Магнит доставка» уже появились соответствующие новые категории, убедились «Ведомости», однако ассортимент товаров пока представлен лишь несколькими категориями, большинство из которых продается в магазинах ритейлера, например носки и колготки в разделе «одежда и обувь» или раскладной стул в разделе «дачная и садовая мебель». Представитель «Магнита» подтвердил, что ритейлер «готовит проект под названием «Магнит маркет» и запускал рекламу под таким названием. Но пообещал предоставить его подробности позже.

«Магнит» основан в 1994 г. и является вторым после X5 Group крупнейшим ритейлером в стране. По оценкам «Infoline-аналитики», в 2022 г. его совокупная выручка выросла на 26,2% до 2,28 трлн руб., а число магазинов, по данным сайта, по итогам первого полугодия 2022 г. составляло 26 731 точку в 67 регионах России. Основным акционером «Магнита» является Marathon Group Александра Винокурова, ей принадлежит 29,2%. 68% акций компании находится в свободном обращении на Московской бирже.

«Магнит» ищет возможности для выхода на новые для себя рынки, в том числе по продаже непродовольственных товаров, констатируют опрошенные «Ведомостями» эксперты. По словам генерального директора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, у компании пока нет опыта продаж и налаженных каналов поставок в этих категориях (техника, мебель, одежда и проч.), поэтому она пытается это делать в формате маркетплейса. Он напоминает, что у ритейлера уже есть подразделения, которые занимаются продажей непродовольственных товаров, например «Магнит косметик» и «Магнит аптека», поэтому вполне логично, что начинают развиваться проекты в сфере экспресс-доставки с расширением ассортимента продукции. Тем более что у потребителей многие проекты (например, Ozon Fresh и «Маркет 15» от «Яндекс маркета»), занимающиеся экспресс-доставкой, уже ассоциируются не только с продуктами и готовой едой, но и с непродовольственными товарами.

Бурмистров также добавляет, что у «Магнита» есть собственная платформа, которая позволяет добавлять туда партнерские категории, но предупреждает, что сам этот рынок непростой, так как маркетплейсов сейчас много и конкуренция тут очень серьезная.

Партнер Cross Insights Борис Овчинников сомневается, что «Магнит» допустит на свою площадку сторонних продавцов, тем более что ни приложение, ни ассортимент товаров пока не подготовлены для полноценной работы маркетплейса. Более вероятно, что запуск бренда «Магнит маркет» связан с желанием ритейлера расширить продажи непродовольственных товаров, которые уже представлены в гипермаркетах или супермаркетах компании. Бурмистров с этим не согласен. Он напоминает, что у «Магнита уже есть партнерские проекты, например доставка с с Delivery Club, «Яндекс едой» и «Сбермаркетом», так что ритейлер вполне может начать сотрудничать и с другими контрагентами.

Оценить возможные инвестиции в новый проект опрошенные «Ведомостями» эксперты не смогли. Овчинников говорит, что, если «Магнит» решит не делать полноценный маркетплейс, а разделит «Магнит доставку» как сервис быстрой доставки из магазинов у дома и «Магнит маркет» как канал онлайн-заказа более широкого ассортимента товаров, то тут особых вложений и не требуется. Он напоминает, что сервис «Впрок» от X5 Group также занимается продажей непродовольственных категорий, он был запущен два года назад для продавцов как маркетплейс, но особых успехов не достиг. Мелкую бытовую технику (в основном кухонную – кофемолки, миксеры и т. д. – и уходовую – электробритвы, триммеры, эпиляторы, фены и т. д.), нижнее белье и носки продает также «Лента», раздел с бытовой химией и БАДами есть у «Вкусвилла», а «Сбермаркет» начал доставку мебели еще в прошлом году.

Например, в ассортименте «Вкусвилла» порядка 15% товаров непродовольственные, и в преддверии дачного сезона в доставке появились шампуры, розжиг, грунт и проч., расширяется категория детских товаров, бытовой химии. Кроме того, сеть не исключает дальнейшего укрупнения своего проекта «Вкусвилл для дома» – пока это отдельный формат на базе магазинов.

«Сбермаркет» начал развивать доставку в категории непродовольственных товаров в 2020 г. из аптечных сетей, магазинов товаров для дома и дачи, электроники и бытовой техника, зоотоваров, косметики и парфюмерии, детских товаров, канцелярии и цветов. На данный момент с сервисом сотрудничает более 75 непродовольственных ритейлеров и аптечных сетей, и в течение года «Сбермаркет» планирует наращивать число партнеров в этой категории.

Запрос в «Ленту» остался без ответа.