Суд запретил переносить спор структуры «Ростеха» с Airbus за рубеж

Теперь иск об авансе за самолеты для «Аэрофлота» будут рассматривать в Москве
Средства должны были пойти в счет оплаты будущих поставок дальнемагистральных самолетов Airbus A350 для «Аэрофлота»/ Евгений Разумный / Ведомости

Арбитражный суд Москвы 29 мая 2023 г. ввел запрет на рассмотрение спора «Авиакапитал-сервиса» (АКС, лизинговая компания «Ростеха») с Airbus в зарубежных инстанциях. Это следует из карточки дела на сайте московского арбитража.

АКС подал иск о запрете продолжать арбитражное разбирательство с Airbus в Международном арбитражном суде при Международной торговой палате в Париже 26 апреля. Спор касается $5,1 млн аванса, который лизинговая компания перевела европейскому авиапроизводителю, говорится в материалах дела. Средства должны были пойти в счет оплаты будущих поставок дальнемагистральных самолетов Airbus A350 для «Аэрофлота».

АКС заключил договор с Airbus на поставку 17 широкофюзеляжных Airbus A350 в 2015 г., писал «Коммерсантъ». В дальнейшем самолеты должны были поступить в парк «Аэрофлота». Самолеты должны были встать на линии из Москвы в Нью-Йорк, Лондон, Майами, Дубай, Осаку, Пекин, говорилось в феврале 2020 г. в журнале авиакомпании.

«Самолеты, как вы знаете, в Россию не пришли, деньги присвоены Airbus под предлогом санкций. Наши досудебные претензии зарубежный производитель проигнорировал», – отметил представитель «Ростеха». По словам собеседника, крупнейший авиапроизводитель с мировым именем «ведет себя не лучше какого-то мошенника».

АКС считает удержание аванса Airbus необоснованным обогащением. Исковое заявление о взыскании этой суммы было подано в московский суд в декабре 2022 г. Airbus ходатайствовал об оставлении иска без рассмотрения, так как между сторонами заключено арбитражное соглашение о рассмотрении споров, касающихся производства и поставок самолетов, Международным арбитражным судом при Международной торговой палате в Париже.

Несмотря на наличие такой арбитражной оговорки между сторонами, суд встал на сторону АКС. Он счел, что компания не может защитить свои интересы в европейском суде из-за «запрета въезда на территорию Евросоюза, перевода денежных средств, оказания юридических услуг, в том числе по представительству в судебных органах», говорится в материалах дела.

Представитель Airbus отказался комментировать решение суда.

Airbus инициировал рассмотрение дела в Париже в расчете на то, что европейские суды «будут покрывать беззаконие», говорит представитель «Ростеха». Он напомнил, что антиисковые запреты на рассмотрение дел в зарубежных судах предусмотрены российским законодательством для защиты отечественных компаний из санкционного списка.

«Ростех» доволен решением Московского арбитражного суда и считает это первым шагом на пути к победе над недобросовестным партнером, резюмировал представитель госкорпорации.

Старший юрист CLS Валентина Аликова отмечает, что арбитражный суд Москвы может удовлетворить иск российской компании, если посчитает, что она не сможет полноценно защищать свои интересы в Международном арбитражном суде из-за введенных европейскими странами ограничений. По ее словам, подобные вопросы уже поднимались судами общей юрисдикции, но до рассмотрения вопроса по существу не доходило. «На данный момент не ясен как процесс исполнения решения, так и последствия его принятия в целом. Решение Арбитражного суда Москвы может быть неисполнимым, так как вероятность его признания на территории взыскания крайне низка», – пояснила юрист.