Минсельхоз отказался от строительства трех больших научных судов

В госпрограмме останутся только среднетоннажные суда для изучения рыбных ресурсов
Минсельхоз отказался от строительства трех крупнотоннажных научно-исследовательских судов (НИС) общей стоимостью более 70 млрд руб/ Андрей Станавов / РИА Новости

Минсельхоз отказался от строительства трех крупнотоннажных научно-исследовательских судов (НИС) общей стоимостью более 70 млрд руб. Это следует из пояснительной записки к проекту постановления правительства РФ об изменениях в госпрограмму «Развитие рыбохозяйственного комплекса», размещенному на портале regulation.gov.ru. В проекте постановления предлагается сохранить планы по строительству к 2030 г. семи НИС вместо изначально планировавшихся десяти, исключив из программы три крупнотоннажных судна.

В тексте записки говорится, что Минобороны России в 2023 г. «не подтвердило заинтересованность» в перепроектировании, строительстве и эксплуатации морских крупнотоннажных НИС. Строительство этих судов в существующих размерах и «с наличием спроектированного спецоборудования» для рыбохозяйственного комплекса нецелесообразно, указано в документе. В приоритете оставлено строительство среднетоннажных судов, которые «повысят эффективность и потенциал» научных исследований.

В ноябре 2021 г. Минсельхоз выпустил проект постановления правительства о финансировании строительства головного крупнотоннажного НИС из бюджета. Строительство должно было начаться в 2022 г., в течение года заказчик проекта ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) должен был получить первые 900 млн руб., весь проект оценивался в 23,5 млрд руб. «Применение новых судов позволит дополнительно рекомендовать к вылову в исключительных экономических зонах России не менее 400 000 т различных видов водных биоресурсов, а с учетом расширения российского присутствия в конвенционных районах – не менее 600 000 т», – говорилось тогда в пояснительной записке к постановлению.

Об износе флота НИС советской постройки и необходимости строить новые неоднократно заявлял руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. НИС необходимы для исследования ареалов обитания рыбы в территориальных водах и формирования прогнозов по вылову.

Представитель Росрыболовства не прокомментировал ситуацию с крупнотоннажными НИС, но рассказал, что в управлении ВНИРО сейчас более 300 плавсредств, включая маломерные. Из них 18 находятся под надзором Российского морского регистра, пять из них водоизмещением более 2000 т. «Как правило, это суда, построенные в конце XX в. Научные суда регулярно проходят капремонт и модернизацию, что позволяет продлить срок службы», – добавил собеседник.

Крупнейшее в мировой истории научное судно «Космонавт Юрий Гагарин».
Длина 232 м, водоизмещение 45 000 т, назначение: управление космическими полетами. Время эксплуатации: 1969-1991 гг.
/ Wikimedia

Строительство больших НИС должно было вестись по проекту 23460, разработанному ЦКБ им. Алексеева. На заказ рассчитывала петербургская «Северная верфь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК), специализирующаяся на создании надводных военных кораблей. Об интересе к проекту публично заявлял гендиректор верфи Игорь Орлов (бывший губернатор Архангельской области).

Представитель ОСК отказался от комментариев. Источник «Ведомостей» в компании утверждает, что за минувшие полтора года контракт на строительство больших НИС «так и не был заключен ни с одним из заводов» в ее периметре. Представитель Минсельхоза переадресовал вопросы в Росрыболовство. «Ведомости» направили запросы в Минобороны, Минпромторг, ВНИРО.

В конце 2021 г. на Невском судостроительно-судоремонтном заводе ОСК в Шлиссельбурге было заложено два среднетоннажных НИС проекта 17050 стоимостью по 5,9 млрд руб. Дата закладки следующих судов серии на данный момент неизвестна.

После введения санкций зарубежные поставщики оборудования на строящиеся суда отказались выполнять обязательства и не поставили уже оплаченное оборудование для двух НИС проекта 17050, отметил представитель Росрыболовства. К работе над новым проектом привлечены «ОСК-Движение» и ПКБ «Петробалт», пояснил он. «За прошедший год разработан и согласован со всеми участниками новый проект НИС, в котором вместо импортного оборудования используются отечественные приборы и элементы. Строящиеся суда точно соответствуют требованиям контракта», – утверждает собеседник.

Источник «Ведомостей» на одном из судостроительных предприятий Санкт-Петербурга утверждает, что контракт на строительство больших НИС должна была получить не «Северная верфь», а «Адмиралтейские верфи» ОСК – более крупный завод в Петербурге. По мнению собеседника, на «Адмиралтейские верфи» потеря НИС не должна повлиять. У них достаточно заказов как по линии Минобороны, так и по относительно новой рыболовной тематике, поясняет он. А вот «Северной верфи» такой заказ, по его словам, не помешал бы с учетом того, что компания «Норебо» забирает у них значительную часть рыболовных судов («Ведомости» писали об этом 1 марта 2023 г.). «В этом году на заводе могут увеличиться простои, что чревато оттоком кадров на другие верфи, которые традиционно испытывают кадровый голод», – добавил собеседник.

Источник в одной из рыбопромышленных компаний говорит, что верфи, способные строить крупнотоннажные суда, сейчас перегружены, в том числе первым этапом программы инвестквот («квоты под киль», когда рыбопромышленники получают квоты на вылов после строительства нового судна. – «Ведомости»). По его словам, дополнительные проблемы создают санкции, которые ограничивают число поставщиков элементной и агрегатной базы.

В советские времена все крупные НИС были двойного назначения, их строительство подверстывалось под участие в различных программах в интересах Минобороны, напоминает научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов. Теперь это, видимо, не так, предполагает эксперт. По словам замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Максима Шеповаленко, разведывательные корабли, которые предлагалось построить на базе крупнотоннажных НИС, относятся к «кораблям мирного времени».