«Азбука вкуса» занялась производством бортового питания для авиакомпаний

У этого бизнеса низкая маржинальность, отмечают эксперты
«Азбука вкуса»

«Азбука вкуса» начала производство готовой еды для российских авиакомпаний «Россия» и «Смартавиа». Фирменные сэндвичи ритейлера уже появились в магазине Discovery Bar & Shop, специализирующемся на продаже питания и товаров пассажирам на борту воздушных судов в течение полета. Представитель Discovery Bar & Shop подтвердил, что тестирование проекта прошло успешно и теперь магазин заказывает продукцию «Азбуки вкуса» на постоянной основе.

Для приготовления позиций на собственной фабрике-кухне «Азбуки вкуса» в Санкт-Петербурге используется специальная технология – свежие сэндвичи подвергаются шоковой заморозке, а за несколько часов до попадания к пассажирам продукт дефростируется и становится полностью готовым к употреблению, говорит представитель ритейлера. На этапе тестирования проекта блюда стали доступны пассажирам, вылетающим из аэропортов «Шереметьево» и «Пулково» на регулярных рейсах АК «Россия» продолжительностью свыше четырех часов, на всех чартерных рейсах АК «Россия» и на рейсах АК «Смартавиа». Планируется, что на этапе запуска ритейлер обеспечит сэндвичами от 15 до 50 рейсов в сутки, говорит представитель «Азбуки вкуса».

В перспективе планируется расширение ассортимента в том числе горячими блюдами, салатами и десертами, а также рассматривается возможность выпуска кобрендинговой продукции, уточнили в Discovery Bar & Shop. В «Азбуке вкуса» также планируют ввести в меню для авиакомпаний бакалею под собственной торговой маркой сети.

Для ритейлера b2b-проекты, связанные с разработкой новых товарных позиций, являются приоритетными на ближайший год, заявил  директор управления прямых продаж компании «Азбука вкуса» Дмитрий Нециевский. По его словам, производство замороженных продуктов позволит расширить текущие мощности и выполнять индивидуальные заказы с использованием новых разработок и технологий. В частности, для расширения возможностей b2b и «авиационного» проекта было закуплено новое оборудование – камера шоковой заморозки стоимостью порядка 5 млн руб.

«Азбука вкуса» развивает собственное производство с 2012 г., фабрика-кухня в Санкт-Петербурге была запущена в 2017 г., ее площадь составляет почти 7000 кв. м. В 2022 г. доля собственного производства в товарообороте выросла до 30%. В 2023 г. ритейлер выделит до трети фабричной мощности под партнерские b2b-проекты. Выручка «Азбуки вкуса» в 2022 г. составила 77,9 млрд руб. (+164 млн руб. к 2021 г.), чистый убыток – 952,9 млн руб., согласно отчетности по РСБУ.

«Азбука вкуса» не первый ритейлер, который смог преодолеть фактическую монополию «Аэромара», который долгое время поставлял рационы практически всем авиакомпаниям, напоминают эксперты. В 2021 г. поставки готовой еды Azur Air в 2021 г. начал «Вкусвилл», писали «Ведомости». Сейчас сеть поставляет 15 различных блюд и продуктов для меню S7 Airlines, а также сотрудничает с компанией «Аэро-трейд», которая работает с разными авиакомпаниями по поставкам товаров для бортовой торговли, сообщил представитель «Вкусвилла».

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что конкуренции на рынке бортового питания способствовало развитие технологий приготовления и упаковки пищи, снимающих ограничения по расположению фабрики – раньше они должны были находиться в непосредственной близости от аэропорта. Второй фактор – развитие информационных технологий, позволяющих создавать заказ практически на каждый рейс. И то и другое сегодня есть в распоряжении ритейлеров, и наиболее амбициозные из них решились освоить новый рынок. «Раньше мы наблюдали обратную тенденцию: производители бортового питания поставляли продукцию в сетевые магазины, железнодорожным перевозчикам и в школы. Насколько это долгосрочная тенденция, сказать сложно. Выиграет тот, у кого будут более сильные производственные и IT-решения», – считает эксперт.

Здоровая конкуренция улучшает качество продукта и сервиса, поэтому авиакомпании начали сотрудничать с кем-то помимо привычных поставщиков, говорит директор направления торговли на борту, заведующий Discovery Bar & Shop Ренат Остапенко. По его словам, эта ниша интересна многим производителям питания, так как для них это новый рынок сбыта и в широком смысле слова весьма эффективная реклама. Любой кобрендинг с известным производителем питания влечет для него повышение статуса и узнаваемости, уверен Остапенко.

Объективно с точки зрения качества продукции у «Азбуки вкуса» никаких сложностей не будет, у них один из самых высокотехнологичных комплексов в России, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он указывает, что основная сложность такой продукции – ее низкая маржинальность по сравнению с собственной розницей сети. С другой стороны, это обеспечит более высокую загрузку собственного производства и улучшит экономику и каналы сбыта, отмечает Бурмистров.

Другие опрошенные «Ведомостями» ритейлеры пока не планируют выходить в этот канал продаж. Таких планов нет у «Метро» и «Магнита». Представитель последнего говорит, что сеть сейчас фокусируется на увеличении представленности и развитии ассортимента готовой еды в магазинах у дома. В X5 Group и «Ашане» не ответили на запрос.