Входящая в АФК «Система» Cosmos Hotel Group займется VIP-туризмом

В нашей стране инфраструктуры для такого вида отдыха пока не хватает
Максим Стулов / Ведомости

Гостиничная компания Cosmos Hotel Group (входит в АФК «Система») займется организацией VIP-туров. Об этом «Ведомостям» рассказал ее представитель. По его словам, среди направлений, с которыми она планирует работать, – Алтай, Байкал, Камчатка, Командорские и Курильские острова, Ямал, Чукотка и др. Кроме того, компания обещает организовать отдых в странах СНГ, а также ЮАР, Намибии, Марокко, Танзании, Китае и т. д. Сами программы предполагают вертолетные экскурсии, хелиски (спуск по нетронутым снежным склонам на горных лыжах или сноуборде с подъемом к началу спуска на вертолете), охоту, рыбалку и проч. Cosmos Hotel Group, как говорит ее представитель, ожидает, что уже в следующем году таким предложением воспользуются 10 000–12 000 человек.

К VIP-турам в сегменте организованных поездок, как правило, относят пакетные предложения, где стоимость около $20 000–25 000 (2–2,5 млн руб. по курсу ЦБ. – «Ведомости») на двоих, объясняет гендиректор компании VIP Service Дмитрий Горин. Как правило, по его словам, они включают в себя перелет бизнес-классом или на частных самолетах, размещение в дорогих отелях, виллах или на уединенных островах, трансфер на лимузинах и т. д. Представитель Cosmos Hotel Group указывает, что у компании стоимость тура будет составлять 0,38–6 млн руб. в зависимости от категории и направления.

За последние пару лет спрос на VIP-поездки по России вырос на 30%, говорит президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский. По его словам, это обусловлено ограничениями на выезд определенных групп граждан, в том числе с высоким уровнем дохода и трудностями с авиасообщением. Выездной и внутренний рынок VIP-туризма, начиная с пандемии в 2020 г., не только не сократился в отличие от классического, но и вырос, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, в 2020–2022 гг. динамика год к году составляла 10–20%. Видя этот стабильно растущий сегмент, ряд компаний, занимающихся массовым туризмом, завели VIP-отделы, а специализирующиеся на дорогом отдыхе усилили свои позиции, говорит она.

Что такое Cosmos Hotel Group

Cosmos Hotel Group – один из крупнейших гостиничных операторов в России. В портфель компании входит 36 отелей в 20 городах России, номерной фонд превышает 10 000 единиц. Среди объектов – Сosmos Moscow (1777 номеров) на пр-те Мира, Cosmos Paveletskaya Hotel (171 номер) на Кожевнической улице, Cosmos Smart Dubininskaya (243 номера) на Дубининской улице, Collection Izumrudny Les в Московской области и др.

Уманский добавляет, что платежеспособных туристов привлекают нестандартные путешествия, важной частью которых является сочетание уникальных направлений с высоким уровнем сервиса и безопасности. Но с этим есть сложности. В России пока крайне мало инфраструктуры, которая подходит для таких туристов, говорит директор центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян. С ним согласен и Уманский, который предполагает, что Cosmos Hotel Group придется создавать инфраструктуру самостоятельно – приобретать транспорт, в том числе нестандартный, для доставки туристов, а в удаленных регионах с нуля строить гостиницы, шале, гостевые дома, глэмпинги высокого уровня. Эксперт отмечает, что пока на рынке нет крупного игрока, кто смог бы сделать все это. Кроме того, по словам Еремяна, есть сложности и с подбором высококвалицифированного персонала, особенно когда речь идет о работе в удаленных регионах.

Майя Ломидзе
исполнительный директор АТОР

Общее количество путешествующих [россиян] или VIP-сегмент в деньгах оценить невозможно, но доля дорогих туров по всем открытым зарубежным направлениям составляет не менее 10–15% по всему рынку, а доля в доходе туроператоров – около 30–50%.

Также для этого направления непросто обеспечить массовость турпотока, говорят эксперты. Например, среди заявленных стран нет наиболее популярных у VIP-клиентов – например, ОАЭ, Мальдив, Сейшел, говорит Горин. Источники «Ведомостей» среди компаний, специализирующихся на премиальном выездном туризме, оценивают число таких туристов примерно в 500 000–600 000 человек. Оценка Еремяна более пессимистична – порядка 360 000 человек, многие из которых сейчас живут вне страны, отмечает он.

Наконец, такие клиенты очень привязаны к определенным агентствам, которые пользуются их доверием, говорит Горин. Переманить их в новый сервис можно будет разве что уникальным предложением, соглашается совладелец управляющей компании Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич.