В России могут разрешить рекламу вина на билбордах

Соответствующий законопроект поддержало правительство
Максим Стулов / Ведомости

Правительство поддержало законопроект, который разрешит размещать рекламу российских винодельческих хозяйств, терруаров и проч. на билбордах. Об этом говорится в проекте официального отзыва кабмина. С копией документа ознакомились «Ведомости». Инициатива разработана «с целью создания благоприятных условий для развития виноградарства и виноделия», говорится в проекте отзыва. Представитель правительства сообщил «Ведомостям», что документ на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности еще не рассматривался. В Минздраве на запрос не ответили.

Законопроект был внесен в Госдуму в конце ноября 2023 г. группой депутатов, в том числе Алексеем Гордеевым, Владимиром Кашиным, Сергеем Алтуховым. Связаться с ними не удалось. Документ вносит изменения в ст. 21 ФЗ «О рекламе». Сейчас она разрешает только рекламу российского вина на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания), выставках организаций общественного питания, специализированных ярмарках винодельческой продукции, а также в теле- и радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.

Согласно поправкам, в рекламном объявлении разрешат указывать информацию о винах (их классификацию и вид) и винограде, говорится в тексте проекта. Но упоминание товарных знаков (названий) вин, а также образцов потребительской упаковки (тары) алкогольной продукции запрещается.

Аналогичный законопроект был внесен в Госдуму в начале 2022 г., но был отозван авторами. Изначально предполагалось, что в нашей стране разрешат рекламировать конкретные торговые марки. Однако правительство не одобрило этот пункт «в целях защиты жизни и здоровья граждан», а также предложило внести ряд дополнительных правок, писали «Известия». В итоге авторы законопроекта сняли его с рассмотрения и внесли заново с изменениями. Изложенные правительством замечания были учтены в новой версии документа, также говорится в отчете кабмина.

Инициатива поможет популяризации российских вин, отмечают участники рынка. Закон о рекламе виноделия на билбордах нужен, чтобы винодельня могла размещать информацию о себе не только на своем здании или на стене своего магазина, но и в нескольких километрах, например на магистрали, объясняет исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин. Это позволит привлечь внимание приезжающих гостей, указывает он. В итоге мера способствует популяризации отечественной продукции, добавляет представитель винодельни «Кубань-вино». По его мнению, для принятия решения в пользу отечественных вин потребителю не хватает именно информации. Покупатель должен знать о существовании виноградников в России, их площадях, количестве виноделен, высоком качестве продукта, перечисляет собеседник.

Мера позволит показать потребителю, что отечественное вино ничем не уступает зарубежному, уверен генеральный директор винодельни «Фанагория» Петр Романишин. Отечественная продукция должна находиться в приоритете на рынке, полагает владелец брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман. По его мнению, инициатива поможет российским виноделам увеличить продажи своей продукции.

Основным же доводом против этого проекта может стать вероятность увеличения числа людей с алкогольной зависимостью, полагает Липилин.

Впрочем, как он отметил, статистики о том, что ограничения на рекламу привели к снижению потребления алкоголя, в мире не существует. Реклама виноделия приведет не к увеличению его потребления, а к переходу россиян с импортного на отечественный продукт, говорит генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Потребители водки или пива не сменят свои предпочтения из-за билборда, указывает он.

«Возможность купить вино в специализированной винотеке или на винодельне – это формирование культуры потребления, выбора наиболее интересного продукта, что, скорее, научит людей относиться к вину, как к дополнению к еде и мероприятиям, а не способу отвлечься от проблем», – подытожил Липилин.

Еще в 2013 г. в стране было только примерно 30 видов вин, а сейчас их почти 600, число виноделен составляло порядка пяти, теперь – 70–80, сообщали в 2022 г. «Известия».

Предлагаемые в законопроекте изменения поспособствуют повышению лояльности россиян к национальному продукту, говорит заместитель исполнительного директора группы компаний Russ (крупнейший оператор наружной рекламы в России) Сергей Дубков. Развитие виноградарства и виноделия не может осуществляться без соответствующего продвижения российского вина на внутреннем рынке, соглашается с ним президент Союза операторов наружной рекламы Дмитрий Стрельников. По его словам, для большей эффективности продвижение российского вина должно производиться на всей территории страны, а не только в регионах, где есть винодельческие хозяйства. Это он объясняет тем, что их население уже в достаточной степени осведомлено о такой продукции.

При этом реклама вина без упоминания торговых марок и демонстрации продукции самим производителям будет малоинтересна, полагает директор сервиса бронирования наружной рекламы All-billboards.ru Андрей Байдужий. Возможно, билборды с такими слоганами, как «Пейте вина Краснодарского края!», могут появиться в отдельных регионах по заказу местных администраций, предполагает он. Но такие размещения, скорее всего, будут производиться в рамках квот, выделяемых местным властям, или квот на соцрекламу, говорит эксперт. По закону «О рекламе» госучреждения могут размещать социальную рекламу бесплатно: под нее выделяется 5% площади или времени от всей рекламы в каждом медиа.