Компания из Гонконга судится за бренды Amazon, Michelin и Victoria’s Secret

В случае успеха истца охрана этих марок в России может быть прекращена
Гонконгская компания готова зарегистрировать на себя все, что плохо лежит/ Mark Lennihan / AP Photo

Гонконгская Smart International Distribution Limited (SIDL) претендует на несколько десятков товарных знаков ушедших из России иностранных компаний, следует из данных картотеки арбитражных дел. С начала года SIDL подала в Суд по интеллектуальным правам (СИП) 13 исков к правообладателям брендов Amazon, Michelin, NEC, Shiseido, Victoria’s Secret, а также присутствующей в России китайской компании Xiaomi, выпускающей в основном электронику. Истец намерен ограничить или полностью прекратить охрану их товарных знаков. Связаться с SIDL не удалось. «Ведомости» направили запросы в компании, выступающие ответчиками.

В иске к американской Amazon Technologies Inc. истец требует полного досрочного прекращения охраны товарных знаков крупнейшего в мире маркетплейса Amazon (выручка $574,8 млрд в 2023 г.) по причине их неиспользования. Например, текстовое обозначение сейчас охраняется по первым 42 классам (из 45) Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), а логотип – по девяти (в том числе электроника, печатная продукция, торговля через интернет и т. д.). Аналогичные требования выдвинуты против японской косметической компании Shiseido, американского производителя женского белья Victoria’s Secret, французского поставщика шин и товаров для автомобилей Michelin, японского производителя электроники NEC. Все эти компании объявили о прекращении работы в России после начала СВО в 2022 г.

SIDL уже подавала аналогичный иск против Xiaomi и в первой инстанции добилась успеха. В 2023 г. СИП ограничил охрану товарного знака Xiaomi по 21-му классу МКТУ – неэлектрических блендеров и посуды бытового назначения, ланч-боксов и керамики. Теперь SIDL требует прекращения охраны обозначения Xiaomi по 20 разным классам МКТУ (в том числе для промышленной химии, красок, пищевой продукции, медицинских услуг и т. д.), а марки Xiaomi Wear – по шести классам (в том числе для ювелирных изделий, онлайн-торговли и т. д.).

Ранее SIDL подавала иск к британскому производителю пылесосов и другой бытовой техники Dyson. Гонконгская компания утверждала в суде, что заключила договор с интернет-магазином «Миллион товаров» на поставку под брендом Dyson Home косметики и парфюмерии, бытовой химии, электроинструментов, посуды, ювелирных изделий и проч. Она также предъявила декларации о соответствии в отношении посуды, товаров для уборки, сушилок для белья и других товаров, чтобы доказать наличие деятельности. По этому процессу суд также частично удовлетворил требования, ограничив охрану марки Dyson по девяти классам МКТУ. В октябре 2023 г. SIDL также подала иск к китайской Lenovo с целью ограничить товарные знаки компании по 15 классам. Суд приступит к слушаниям в мае 2024 г.

На официальном сайте SIDL заявляет, что является «международной компанией, специализирующейся на разработке и производстве электронной продукции, бытовой техники, климатического оборудования и посуды». Также указывается, что заводы компании работают в странах Европы и Азии и производят более 10 000 единиц продукции. Опрошенные «Ведомостями» российские дистрибуторы и производители техники говорили ранее, что не слышали о SIDL.

SIDL подавала ряд заявок на товарные знаки и в Роспатент. Например, были заявки по нескольким обозначениям Xiaomi Home, по которым было отказано. Сейчас рассматриваются заявки MI, Dyson Home, Braun Power, Braun Prof, Braun Air.

Стоять за SIDL могут так называемые компании-тролли (по аналогии с патентными троллями), которые потом будут делать обратную продажу знака его же правообладателю, либо конкурент, желающий войти на новый рынок, говорил «Ведомостям» юрист, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков. Согласно Гражданскому кодексу, досрочно прекратить охрану товарных знаков можно только спустя три года их неиспользования.

Глава практики цифрового права и интеллектуальной собственности Seamless Legal Владислав Елтовский не исключает, что у SIDL есть глобальная стратегия, направленная на попытки урегулировать споры с правообладателями за пределами суда. А если СИП действительно захочет остановить гонконгскую компанию, он будет отказывать в исковых заявлениях на основании злоупотребления правом, предполагает юрист.

Исходя из общей картины, SIDL строит свою деятельность на паразитировании на известных брендах, считает Елтовский. По его мнению, заявки на товарные знаки скорее выглядят как дополнительное средство доказывания заинтересованности в использовании бренда в суде, чем реальное желание регистрировать бренд, отмечает он. Вероятно, SIDL преследует цель зарегистрировать все то, «что в принципе получится зарегистрировать», считает патентный поверенный, управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков.

Возможно, SIDL все еще пытается провести переговоры с правообладателями брендов о приобретении знаков в части неиспользуемых товаров и услуг, полагает патентный поверенный компании «Онлайн патент» Маргарита Тарасова. Тогда, по ее мнению, иски были поданы как демонстрация намерений и готовность участвовать в процессе по аннулированию знаков.

Зуйков напоминает, что суд может и досрочно прекратить правовую охрану, но при этом в дальнейшем отказать в регистрации товарных знаков по заявке лица, которое добивалось аннулирования. Например, аргументами могут стать введение потребителя в заблуждение и попытки воспользоваться репутацией ответчиков, считает юрист. Но это не помешает торговле под этим брендом без его регистрации.